александр исаевич солженицын является одним из тех писателей, которые жили и творили в трудные годы советской россии. это была сталинская эпоха, охарактеризованная господством в стране насилия, деспотизма, произвола власти. страдания народа, вызванные несправедливостью социального строя, волновали писателя. солженицын был одним из первых, кто сказал правду о судьбе крестьянства, о его проблемах, изображая трагическую жизнь поистине человека и причины его несчастья в рассказе «матренин двор».
жители деревни тальново, в которой происходит действие рассказа, существуют в ужасных условиях: отсутствуют электричество, билеты на железнодорожный транспорт, медицинские учреждения. вот как изобразил писатель дом главной героини: « щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка». «жребий мой был — поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты». одиночество больной женщины скрашивали лишь «колченогая кошка, мыши и тараканы, живущие за стенкой». матрена даже «не держала радио по бедности», из скотины имела лишь козу, которую она с трудом прокармливала. «козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе — мелкую, а мне — с куриное яйцо».
автор описывает горькую жизнь колхозницы. матрена потеряла мужа и шестерых детей. « было много несправедливостей с матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца». женщине приходилось долго ходить за справками, но ее постоянно отсылали обратно. все это говорит о бюрократических законах страны, об эксплуатации государством простого народа. крестьянство не могло пользоваться продуктом своего же труда, все доставалось правительственным органам: «рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли — начальству». бабы вынуждены были воровать торф, чтобы выжить зимой. государство отрезало огороды у тружеников страны, лишало их платы за тяжелый труд. «а что — пенсия? — возражали другие. — государство — оно минутное. сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». действительно, государство ни во что не ставило, не ценило главных кормильцев россии. крестьяне не чувствовали себя свободными, в них пытались задавить, уничтожить чувство собственного достоинства.
такое социальное неравенство повлияло на общество, на его мировоззрение. в нечеловеческих условиях люди постепенно озлобляются, стараются выжить любым путем, забывая о совести, честности, справедливости. матрену окружают жадные, корыстные люди. ее родственников интересует только нажива — старый матренин дом, единственное, что осталось у старой женщины. они ведут спор о том, кому же достанется дом матрены, еще до ее смерти. фаддея, человека, который когда-то любил бедную женщину, трех сестер матрены интересует только собственное благополучие.
но матрена живет по другим законам: по законам добра, всепрощения, любви. она постоянно откликается на чужую просьбу, выполняет всякую тяжелую работу. душа героини полна чувства сострадания: из жалости приютила кошку, вырастила чужую дочь. это глубокая натура с богатым духовным миром. несмотря на трудности, матрена находит радость в тяжелой жизни: в работе, в общении с природой, даже в фикусах, которые она бросилась спасать во время . «не гналась за не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни», как это делало большинство людей. «не гналась за . за одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев». духовно матрена выше своих односельчан. но героиня погибает. и трагедия ее в том, что обществу, в котором она жила, чужды истинные человеческие стремления. матрена одинока. «не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. грязно-белая коза, колченогая кошка, все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. ни город. ни вся земля наша». трагизм рассказа заключается в том, что материальное обнищание народа перерастает в духовное. за жестокостью и черствостью люди не видят, не ценят и губят добро.
александр солженицын первый сказал правду о трагической народа. затем по его пути пойдут такие же поистине народные писатели, как абрамов, шукшин и др.
александр исаевич солженицын является одним из тех писателей, которые жили и творили в трудные годы советской россии. это была сталинская эпоха, охарактеризованная господством в стране насилия, деспотизма, произвола власти. страдания народа, вызванные несправедливостью социального строя, волновали писателя. солженицын был одним из первых, кто сказал правду о судьбе крестьянства, о его проблемах, изображая трагическую жизнь поистине человека и причины его несчастья в рассказе «матренин двор».
жители деревни тальново, в которой происходит действие рассказа, существуют в ужасных условиях: отсутствуют электричество, билеты на железнодорожный транспорт, медицинские учреждения. вот как изобразил писатель дом главной героини: « щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка». «жребий мой был — поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты». одиночество больной женщины скрашивали лишь «колченогая кошка, мыши и тараканы, живущие за стенкой». матрена даже «не держала радио по бедности», из скотины имела лишь козу, которую она с трудом прокармливала. «козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе — мелкую, а мне — с куриное яйцо».
автор описывает горькую жизнь колхозницы. матрена потеряла мужа и шестерых детей. « было много несправедливостей с матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца». женщине приходилось долго ходить за справками, но ее постоянно отсылали обратно. все это говорит о бюрократических законах страны, об эксплуатации государством простого народа. крестьянство не могло пользоваться продуктом своего же труда, все доставалось правительственным органам: «рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли — начальству». бабы вынуждены были воровать торф, чтобы выжить зимой. государство отрезало огороды у тружеников страны, лишало их платы за тяжелый труд. «а что — пенсия? — возражали другие. — государство — оно минутное. сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». действительно, государство ни во что не ставило, не ценило главных кормильцев россии. крестьяне не чувствовали себя свободными, в них пытались задавить, уничтожить чувство собственного достоинства.
такое социальное неравенство повлияло на общество, на его мировоззрение. в нечеловеческих условиях люди постепенно озлобляются, стараются выжить любым путем, забывая о совести, честности, справедливости. матрену окружают жадные, корыстные люди. ее родственников интересует только нажива — старый матренин дом, единственное, что осталось у старой женщины. они ведут спор о том, кому же достанется дом матрены, еще до ее смерти. фаддея, человека, который когда-то любил бедную женщину, трех сестер матрены интересует только собственное благополучие.
но матрена живет по другим законам: по законам добра, всепрощения, любви. она постоянно откликается на чужую просьбу, выполняет всякую тяжелую работу. душа героини полна чувства сострадания: из жалости приютила кошку, вырастила чужую дочь. это глубокая натура с богатым духовным миром. несмотря на трудности, матрена находит радость в тяжелой жизни: в работе, в общении с природой, даже в фикусах, которые она бросилась спасать во время . «не гналась за не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни», как это делало большинство людей. «не гналась за . за одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев». духовно матрена выше своих односельчан. но героиня погибает. и трагедия ее в том, что обществу, в котором она жила, чужды истинные человеческие стремления. матрена одинока. «не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. грязно-белая коза, колченогая кошка, все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. ни город. ни вся земля наша». трагизм рассказа заключается в том, что материальное обнищание народа перерастает в духовное. за жестокостью и черствостью люди не видят, не ценят и губят добро.
александр солженицын первый сказал правду о трагической народа. затем по его пути пойдут такие же поистине народные писатели, как абрамов, шукшин и др.