Центральное место в четвертой главе «Тараса Бульбы» - народное возмущение в связи с усилением социальных притеснений и жестокой расправой над гетыианом и полковниками, когда переполнилась чаша страданий, невыносимым стал национальный гнет, глумление над православной верой. «Запорожцы были глубоко преданы матери-отчизне. Они считали своей обязанностью защищать не только независимость Украины, но и оборонять православие от басурман и католиков». «Полудикий век» обострял классовое и социальное сопротивление народных масс полигике жестоких притеснений и расправ: огнем и мечом подавлялось любое народное возмущение, жестокая казнь ожидала каждого восставшего.
Мы видим - Остап и Андрей в первых боях; осада Дубно; ночной пейзаж и появление «привидения», предательство Андрея («И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства!..»); прорыв войск противника; речь куренного атамана; приготовления к выходу врага из крепости; «польские витязи» и «козацкие ряды»; «крепкие на слово» козаки Охрим Наш, Мыкыта Голокопытенко, Попович; начало битвы, Остап в бою; походная и военная «служба» волов; Остап - куренной атаман; после сражения. Идейный пафос отдельных сцен и эпизодов, всей картины в целом - прославление высокой воинской доблести и массового героизма, мужества и стойкости, неустрашимости, силы, воинского искусства. На примере Остапа, мы понимаем, что подлинный характер человека проявляется в жестоких испытаниях, что только в кровавых сражениях закаляется его воля, крепость и мужество. Обратите внимание на авторский комментарий действий Остапа, всего запорожского войска в целом - от слов: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела…» до слов: «рыцарские его качества уже приобрели широкую славу качества льва»; и далее от слов: «Много тогда перебили врагов…» до слов: «стали прибирать тела и отдавать им последнюю почесть».
Выделенные главы- кульминационные в гоголевском эпическом повествовании. В них с впечатляющей художественной силой показан массовый героизм казаков, высокое чувство товарищества, верность отчизне, возмездие за предательство. Главное - общий демократический пафос, который скажется и в торжественной речи Тараса Бульбы о товариществе, обращенной ко всему запорожскому войску, и в принятии ответственных решений на раде, когда пришло известие о нападении татар и разорении Сечи. Именно здесь находит свое яркое художественное воплощение «основной закон товарищества»: кошевой, Тарас Бульба, Вовдюг выступают как выразители настроений и чувств всего казацкого войска, проявляют свою мудрость.
Речь Тараса Бульбы образец высокого ораторского искусства, как художественное слово. В духе былинных традиций, в стиле древнерусских повестей воссоздаются массовые героические сцены, ратный подвиг Остапа, куренных атаманов Кукубенко, Степана Гуски, Балабана, неукротимая ярость Тараса Бульбы, боевые, исполненные экспрессии распоряжения и переклички которого будят патриотические чувства, неудержимый порыв, готовность погибнуть в кровавой сече ради процветания Родины, «за общую русскую землю».
Исторически правдиво Гоголь показывает народно-освободительное движение, сила которого «заключалась в общенародном характере и значении, в массовости восстаний, приводивших в ужас и смятение польских магнатов и шляхту, в героической, самоотверженной борьбе украинских казаков и крестьян против иноземных угнетателей». Борьба украинского народа в художественном воплощении Гоголя - это борьба «за общую русскую землю, скрепляющую воедино исторические судьбы двух родственных народов» .Воплощение героического народного духа мы и находим в трагической судьбе Тараса Бульбы, Остапа. Подвиг каждого из них - подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».
Центральное место в четвертой главе «Тараса Бульбы» - народное возмущение в связи с усилением социальных притеснений и жестокой расправой над гетыианом и полковниками, когда переполнилась чаша страданий, невыносимым стал национальный гнет, глумление над православной верой. «Запорожцы были глубоко преданы матери-отчизне. Они считали своей обязанностью защищать не только независимость Украины, но и оборонять православие от басурман и католиков». «Полудикий век» обострял классовое и социальное сопротивление народных масс полигике жестоких притеснений и расправ: огнем и мечом подавлялось любое народное возмущение, жестокая казнь ожидала каждого восставшего.
Мы видим - Остап и Андрей в первых боях; осада Дубно; ночной пейзаж и появление «привидения», предательство Андрея («И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства!..»); прорыв войск противника; речь куренного атамана; приготовления к выходу врага из крепости; «польские витязи» и «козацкие ряды»; «крепкие на слово» козаки Охрим Наш, Мыкыта Голокопытенко, Попович; начало битвы, Остап в бою; походная и военная «служба» волов; Остап - куренной атаман; после сражения. Идейный пафос отдельных сцен и эпизодов, всей картины в целом - прославление высокой воинской доблести и массового героизма, мужества и стойкости, неустрашимости, силы, воинского искусства. На примере Остапа, мы понимаем, что подлинный характер человека проявляется в жестоких испытаниях, что только в кровавых сражениях закаляется его воля, крепость и мужество. Обратите внимание на авторский комментарий действий Остапа, всего запорожского войска в целом - от слов: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела…» до слов: «рыцарские его качества уже приобрели широкую славу качества льва»; и далее от слов: «Много тогда перебили врагов…» до слов: «стали прибирать тела и отдавать им последнюю почесть».
Выделенные главы- кульминационные в гоголевском эпическом повествовании. В них с впечатляющей художественной силой показан массовый героизм казаков, высокое чувство товарищества, верность отчизне, возмездие за предательство. Главное - общий демократический пафос, который скажется и в торжественной речи Тараса Бульбы о товариществе, обращенной ко всему запорожскому войску, и в принятии ответственных решений на раде, когда пришло известие о нападении татар и разорении Сечи. Именно здесь находит свое яркое художественное воплощение «основной закон товарищества»: кошевой, Тарас Бульба, Вовдюг выступают как выразители настроений и чувств всего казацкого войска, проявляют свою мудрость.
Речь Тараса Бульбы образец высокого ораторского искусства, как художественное слово. В духе былинных традиций, в стиле древнерусских повестей воссоздаются массовые героические сцены, ратный подвиг Остапа, куренных атаманов Кукубенко, Степана Гуски, Балабана, неукротимая ярость Тараса Бульбы, боевые, исполненные экспрессии распоряжения и переклички которого будят патриотические чувства, неудержимый порыв, готовность погибнуть в кровавой сече ради процветания Родины, «за общую русскую землю».
Исторически правдиво Гоголь показывает народно-освободительное движение, сила которого «заключалась в общенародном характере и значении, в массовости восстаний, приводивших в ужас и смятение польских магнатов и шляхту, в героической, самоотверженной борьбе украинских казаков и крестьян против иноземных угнетателей». Борьба украинского народа в художественном воплощении Гоголя - это борьба «за общую русскую землю, скрепляющую воедино исторические судьбы двух родственных народов» .Воплощение героического народного духа мы и находим в трагической судьбе Тараса Бульбы, Остапа. Подвиг каждого из них - подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».