Кабанова. некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем не спеша.
феклуша. нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются: оттого все и делается прохладно и благочинно. ведь эта беготня-то, матушка, что значит? ведь это суета! вот хоть бы в москве: бегает народ взад и вперед, неизвестно зачем. вот она суета-то и есть. суетный народ, матушка марфа игнатьевна, вот он и бегает. ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный, людей не узнает; ему мерещится, что его манит некто, а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. и пойдет в тоске. а другому мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. со стороны-то свежий человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты, что он догоняет. суета-то, ведь она вроде туману бывает. вот у вас в этакой прекрасный вечер редко кто и за ворота-то выйдет посидеть; а в москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит. да чего, матушка марфа игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для ради скорости.
кабанова. слышала я, милая.
феклуша. а я, матушка, так своими глазами видела; конечно, другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат.
кабанова. назвать-то всячески можно, , хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. а меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду.
феклуша. что за крайности, матушка! сохрани господи от такой напасти! а вот еще, матушка марфа игнатьевна, было мне в москве видение некоторое. иду я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу, на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом черен. уж сами понимаете кто. и делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыпется. тут я догадалась, что это он плевелы сыплет, а народ днем в суете-то своей невидимо и подберет. оттого-то они так и бегают, оттого и женщины-то у них все такие худые, тела-то никак не нагуляют, да как будто они что потеряли либо чего ищут: в лице печаль, даже жалко.
кабанова. все может быть, моя милая! в наши времена чего дивиться!
феклуша. тяжелые времена, матушка марфа игнатьевна, тяжелые. уж и время-то стало в умаление приходить.
кабанова. как так, милая, в умаление?
феклуша. конечно, не мы, где нам заметить в суете-то! а вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. бывало, лето и зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается. вот что умные-то люди говорят.
вопросы и
1. какое место в сюжете драмы занимает этот эпизод? что вам известно о представленных здесь персонажах – кабановой и феклуше?
2. как характеризует эта беседа, с одной стороны, феклушу и кабанову, с другой, город калинов в целом?
3. что означает слово «суета» в контексте рассуждений феклуши?
4. как противопоставлены в рассказе феклуши образ жизни калинова и москвы? с чем связан страх героини? в чём смысл её рассказа о «видении»? какую оценку (и почему) даёт рассказчица москвичам и калиновцам?
5. как относится к рассказу феклуши её собеседница? почему кабанова здесь немногословна?
6. что означает фраза «уж и время-то стало в умаление приходить»? с чем связано такое ощущение феклуши?
7. почему, по вашему мнению, писатель мельников-печерский считал феклушу ключевой героиней драмы «гроза»?