Тигр». «тигр» по праву считается величайшим творением уильяма блейка и одним из самых произведений . как и «агнец», парное стихотворение из «песен невинности», «тигр» начинается с вопроса: кто твой создатель? однако если в более раннем стихотворении ответ очевиден и однозначен, то «тигр» весь состоит из цепочки вопросов, остающихся без прямого ответа. в «песнях невинности» тигры, львы и прочие «дикие звери»представляют силу, враждебную агнцу (т. е. богу) и, следовательно, негативную. теперь блейк не только оспаривает это утверждение, но подспудно отвергает свое «однобокое» миропонимание времен «песен невинности»: зловещая красота тигра — столь же необходимая часть миропорядка, как и кротость агнца, и одно невозможно без другого. кто создал тигра, бог или диавол, какой огонь, небес или преисподней, горит в его очах — вот основной вопрос стихотворения. блейк не дает прямого ответа, но ходом своей мысли подталкивает читателя к этому ответу: тигра создал не кто иной, как диавол, который, следовательно, является творцом наравне с богом. однако тигр, вышедший из дьявольской кузни, внушает не только ужас, но и восхищение своей «устрашительной соразмерностью» (fearful symmetry). созданный адом, тигр не есть зло в его обычном понимании, но заключенная в плоть яростная и прекрасная энергия, которая, согласно концепции, изложенной в «бракосочетании неба и ада», движет всяким развитием.