3 октября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился С.Есенин. с двух лет по бедности отца и многочисленности семейства, был отправлен на воспитание к деду с бабкой.
Активное участие в воспитании Серёжи принимали его дядьки – люди озорные и весёлые. Чего только не приходилось делать Сергею в детстве: лазать по деревьям, чтобы снять мешавшие гнёзда грачей, заменяя собаку, плавал за подстреленными утками на озере. Среди мальчишек он был главным коноводом, всегда ходил в синяках, так как не мог пропустить ни одной драки.
Читал Серёжа уже в 5 лет, в 8 лет начал слагал стихи. Но осознано писать, по его словам, он начал к 16-17 годам.
Бабушка очень любила своего внука, часто рассказывала Серёж сказки. Если мальчику не нравился конец сказки, он переделывал его сам, чтобы кончилась хорошо и счастливо. Когда Серёжа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу.
Серёжа очень любил родную природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.
Рефлексия
Учащие после чтения составляют вопросы по тексту и отвечают на них.
III Работа над новым произведением.
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением С.Есенина «Колокол дремавший»
Чтение стихотворения учителем (музыка)
- Нарисуйте в своём воображении то, о чём услышите.
( во время чтения уч-ся рисуют воображаемые картины)
- Понравилось вам стихотворение?
- Какие картины вы увидели?
(обсуждение воображаемых картин)
- Какие чувства это стихотворение вызвало?
Работа с учебником
чтение стихотворения учащимися самостоятельно.
- Почему поэт говорит о колоколе «дремавший», как вы это понимаете?
- А, как вы думаете, почему поэт посвятил стихотворение колоколу, колокольному звону? Что можно предположить? (с церковью и с колокольным звоном была тесно связана вся жизнь села и самого поэта)
- Давайте, представим, как это могло быть.
Слайд № 4
– Посреди села проходила широкая улица, на ней – главное украшение села церковь. Её белоснежный купол был виден издалека. Колокольный звон созывал в воскресенье и в праздничные дни к обедне и всенощной.
(запись колокольного звона)
- Какие чувства вызвал у вас звук колоколов?
- Давайте ещё раз прочитаем стихотворение?
(чтение стихотворения детьми вслух)
- Какое время суток описывает автор в стихотворении?
- Как вы поняли, что речь идёт об утре?
- Что разбудил колокол?
- Какие глаголы употребил автор, чтобы показать пробуждение природы?
- Эти слова взяты из жизни природы и людей?
- Поэт говорит о неживом, как о живом (разбудил поля, улыбнулась земля и т.д.)
- Как называется этот приём? (олицетворение)
Физминутка
Чтение стихотворения по строфам с подробным анализом
- Как вы, понимаете, улыбнулась?
- Что значит, понеслись удары?
- Что поэт хочет сказать этим словом?
- Звонко раздаётся голос по лесам, как вы это понимаете?
- Что значит резвая волна
- Как это отгоняет сон?
- С какой целью автор употребил слово «где – то»
Работа с рифмами.
- Какие слова рифмует автор?
Работа с текстом, в котором пропущены рифмы (работа в парах), дети работают без учебников.
Колокол дремавший
Разбудил
Улыбнулась солнцу
Сонная
Понеслись удары
К синим
Звонко раздаётся
Голос по
Скрылась за рекою
Белая
Звонко побежала
Резвая
Тихая долина
Отгоняет
Где – то за дорогой
Замирает
Проверка
Работа над интонацией и выразительностью чтения.
Конкурс на лучшего чтеца.
IY Итог.
- Какие слова или выражения С.Есенина вам особенно понравились?
- Что можно сказать об отношении автора к родной природе, к родному краю?
- Давайте вернёмся к словам С.Есенина, с которых мы начали урок.
- Можно назвать С.Есенина поэтом Руси, любящим свою родину?
Сергей Александрович Есе́нин (21 сентября [3 октября] 1895, село Константиново, Рязанская губерния — 28 декабря 1925, Ленинград[1]) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии, а в более позднем периоде творчества и имажинизма. С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919—1923 гг. входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме « о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма
Активное участие в воспитании Серёжи принимали его дядьки – люди озорные и весёлые. Чего только не приходилось делать Сергею в детстве: лазать по деревьям, чтобы снять мешавшие гнёзда грачей, заменяя собаку, плавал за подстреленными утками на озере. Среди мальчишек он был главным коноводом, всегда ходил в синяках, так как не мог пропустить ни одной драки.
Читал Серёжа уже в 5 лет, в 8 лет начал слагал стихи. Но осознано писать, по его словам, он начал к 16-17 годам.
Бабушка очень любила своего внука, часто рассказывала Серёж сказки. Если мальчику не нравился конец сказки, он переделывал его сам, чтобы кончилась хорошо и счастливо. Когда Серёжа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу.
Серёжа очень любил родную природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.
Рефлексия
Учащие после чтения составляют вопросы по тексту и отвечают на них.
III Работа над новым произведением.
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением С.Есенина «Колокол дремавший»
Чтение стихотворения учителем (музыка)
- Нарисуйте в своём воображении то, о чём услышите.
( во время чтения уч-ся рисуют воображаемые картины)
- Понравилось вам стихотворение?
- Какие картины вы увидели?
(обсуждение воображаемых картин)
- Какие чувства это стихотворение вызвало?
Работа с учебником
чтение стихотворения учащимися самостоятельно.
- Почему поэт говорит о колоколе «дремавший», как вы это понимаете?
- А, как вы думаете, почему поэт посвятил стихотворение колоколу, колокольному звону? Что можно предположить? (с церковью и с колокольным звоном была тесно связана вся жизнь села и самого поэта)
- Давайте, представим, как это могло быть.
Слайд № 4
– Посреди села проходила широкая улица, на ней – главное украшение села церковь. Её белоснежный купол был виден издалека. Колокольный звон созывал в воскресенье и в праздничные дни к обедне и всенощной.
(запись колокольного звона)
- Какие чувства вызвал у вас звук колоколов?
- Давайте ещё раз прочитаем стихотворение?
(чтение стихотворения детьми вслух)
- Какое время суток описывает автор в стихотворении?
- Как вы поняли, что речь идёт об утре?
- Что разбудил колокол?
- Какие глаголы употребил автор, чтобы показать пробуждение природы?
- Эти слова взяты из жизни природы и людей?
- Поэт говорит о неживом, как о живом (разбудил поля, улыбнулась земля и т.д.)
- Как называется этот приём? (олицетворение)
Физминутка
Чтение стихотворения по строфам с подробным анализом
- Как вы, понимаете, улыбнулась?
- Что значит, понеслись удары?
- Что поэт хочет сказать этим словом?
- Звонко раздаётся голос по лесам, как вы это понимаете?
- Что значит резвая волна
- Как это отгоняет сон?
- С какой целью автор употребил слово «где – то»
Работа с рифмами.
- Какие слова рифмует автор?
Работа с текстом, в котором пропущены рифмы (работа в парах), дети работают без учебников.
Колокол дремавший
Разбудил
Улыбнулась солнцу
Сонная
Понеслись удары
К синим
Звонко раздаётся
Голос по
Скрылась за рекою
Белая
Звонко побежала
Резвая
Тихая долина
Отгоняет
Где – то за дорогой
Замирает
Проверка
Работа над интонацией и выразительностью чтения.
Конкурс на лучшего чтеца.
IY Итог.
- Какие слова или выражения С.Есенина вам особенно понравились?
- Что можно сказать об отношении автора к родной природе, к родному краю?
- Давайте вернёмся к словам С.Есенина, с которых мы начали урок.
- Можно назвать С.Есенина поэтом Руси, любящим свою родину?
Самооценка деятельности.
Шкала мнений

С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919—1923 гг. входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме « о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма