Има "Первый учитель повесть, которая пробуждает добрые чувства и заставляет проверить себя в главном — в служении людям. После революции и Гражданской войны пришли трудные годы по- слевоенной разрухи, годы строительства нового в социальном плане общества. Необходимо было преодолеть отсталость и начать ликвидацию безграмотности. Борьба за всеобщую грамотность стала одной из реша- ющих предпосылок коренных преобразований общественных отноше- ний, народного хозяйства, культуры. В эти годы не хватало учителей, особенно для обучения в аилах, заброшенных селах. Большие надежды возлагались на отправляющихся в дальние селения сподвижников, добровольцев, которые смело брались за дело, несмотря на различные препятствия и трудности. Недоставало средств, не хватало учебников, пособий, письменных принадлежностей. Необходимо было преодолеть враждебное отношение людей, находящихся в плену темных пережит- ков старины, мрачных суеверий, и начать учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны”. Главный герой повести учитель Дюйшен человек своего време- ни, солдат революции, постигнувший азы грамоты в армии, на фронтах Гражданской войны и мечтающий передать свои знания детям. Он был первым учителем не только потому, что учил читать и писать, но и СДЕЛАТЬ ПЛАН ПРО "ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ"