III. Вопрос Третий: «анализ «Большой элегии Джону Донну» 3. За счёт каких приёмов реализуется динамика элегии? Дать цитаты.
4. Охарактеризовать образ Джона Донна в стихотворении Бродского. Привести цитаты.
5. Сколько героев в элегии? Доказать.
6. Назвать излюбленный приём Бродского в этой элегии (см. лекцию).
7. Что с этого приёма реализуется поэтом?
8. Раскрыть образ снега в элегии.
9. Определить композицию.
10. Определить характер цветописи в элегии и её функцию. Дать пример из стихотворения.
11. Определить проблематику элегии.
12. Определить признаки барочного стиля в элегии Бродского.
13. Прочитайте стихотворение И.С. Тургенева «Сон» https://stihi.ru/diary/vadimjasen/2018-03-06
и ответьте на следующие вопросы:
14. Что общего между «Сном» и «Большой элегией Джону Донну»?
15. По какой причине спят у Тургенева и по какой причине проходит сон у Бродского?
16. В чём суть приёма – центробежного движения в элегии Бродского?
17. Раскройте формант «сон» у Бродского как метафору далёкого (XVII В., в котором жил английский поэт)
- как метафору иного мира
18. Найти признаки медитативного характера элегии.
19. Выразить ваше отношение к элегии Бродского.
Объяснение:
Стихотворение «Большая элегия Джону Донну» И. Бродский написал в 1963 г. В одном из интервью поэт признавался, что мало знал о Джоне Донне, когда создавал эти строки. Тем не менее, учился у него строфике. Следует отметить, что Джон Донн – английский поэт и проповедник XVI века.
Тема анализируемого стихотворения – поэтическое творчество, его истоки, значение для общества. Автор показывает, что когда засыпают поэты, погружается в сон все, только души мастеров пера продолжают стремиться к высокому, не давая забыть о предназначении.
В центре произведения образ Джона Донна и его души. Образ английского поэта можно считать обобщенным, ведь в нем И. Бродский воплотил черты людей искусства, рассказал о предназначении творческих личностей. Начинается стихотворение описанием сна. Уснул Джон Донн, а вместе с ним все: домашняя утварь, природа, Лондон. Для того чтобы показать масштабы сна Иосиф Александрович использовал однородные члены продолжения. Первая строфа практически полностью состоит из перечислений. Тем не менее, это не сделало произведение простым, наоборот показало умение автора превращать незатейливый художественный прием в нечто монументальное. Первая строфа произведения напоминает стихотворение И. С. Тургенева «Сон», в котором тоже перечисляется все, что спит.
Всемирная тишина, описанная в «Большой элегии Джону Донну» вдруг прерывается плачем и шепотом. Кто-то рыдает тонким, тонким голосом. И. Бродский от имени Джона Донна выражает догадки, что это плачет ангел, который ищет дом. Предположение оказывается ошибочным, ведь плачет душа английского поэта. Ей Иосиф Александрович передает слово. Душа рассказывает Джону Донну, что она привязана к земли тяжелыми цепями мыслей и чувств. Поэт «с этим грузом мог вершить полет», видеть Рай и Ад, она же не может быть свободной. Душа признается, что взлети свободно ввысь лишь тогда, когда оставит тело «в сырой земле, забыв навек». Пока же она лишь «смущает плачем» ночлег поэта. Мы узнаем, что он одинок, ведь лежит один. А пока царит сон, на дом летит снег. Снег в этом произведении – символ неземного, высокого: «снег летит во тьму оттуда».
Джона Донна И. Бродский сравнивает с птицей «он спит в своем гнезде». Он утверждает, что душа героя чиста, хоть жизненный путь и был грешен. В последних строках автор говорит, что все уснуло, но недописанные стихи ждут руку мастера. Он просит Джона Донна уснуть, не мучать себя. Быть может, в это время выглянет из-за туч звезда-хранительница.