Идеи барочной организации больших пространств были связаны с созданием ансамблей площадей с фонтанами, обелисками, перспективами улиц, аллей, садов и парков, украшенных фонтанов, водоёмами и статуями. до этого времени целостные архитектурные ансамбли складывались поэтапно — к уже существовашим постройкам постепенно достраивали новые. наиболее полно новые черты архитектуры барокко проявились в памятниках «вечного города» рима, по масштабам строительства с которым не мог тогда соперничать ни один город италии. здесь самым невероятным образом переплелись строгая античность и роскошное барокко. характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве лоренцо бернини (1598—1680), который олицетворяет собой целую эпоху в развитии архитектуры. «в итальянской художественной не было после микеланджело другой такой исполинской фигуры и яркой талантливой индивидуальности, как лоренцо бернини», — писал п. п. муратов. он прославился не только как талантливый архитектор и скульптор, но и как живописец, комедиограф, режиссёр феерических спектаклей, актер, создатель сложнейших театральных декораций. в 25 лет он уже стал знаменитостью, работал над формированием архитектурного облика рима, выполнял бесчисленные заказы ватикана. современников поражали грандиозность замыслов и смелость их осуществления, необычайная работо и тонкий художественный вкус великого мастера, по праву названного «гением барокко». творческую манеру архитектора отличали изящество в сочетании с точным расчётом, мастерская работа с фактурой камня, использование оптических эффектов. главным архитектурным творением лоренцо бернини стало оформление площади перед собором святого петра. архитектору предстояло решить сразу несколько : создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора, строившегося на протяжении двух столетий разными архитекторами. площадь должна была выражать главную идею католической церкви: принимать в свои объятия город и весь мир. кроме того, она должна была легко превращаться в колоссальную сцену для проведения торжественных церемоний. архитектору бернини мастерски удалось справиться с поставленными . пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. первая — в форме трапеции, оформлена галереями, отходящими прямо от стен собора. вторая выполнена в излюбленной форме барокко — овале. она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой. «подобно распростёртым крыльям», как говорил сам бернини, она легко и изящно охватывала площадь, незаметно вовлекая в своё пространство зрителей. величественный фасад собора представал перед зрителем постепенно, открывая ему свои торжественные и благородные очертания. в центре огромной площади (ее глубина 280 м) возведён обелиск, по обеим сторонам которого расположены два фонтана, фиксирующие её поперечную ось. в сооружении колоннады бернини в полной мере проявил свой талант архитектора: точный расчёт, безукоризненное чувство масштаба, умение организовать пространство. монументальные колонны тосканского ордера (их высота 19 м) расположены в четыре ряда. все они объединены изгибающейся лентой , на которой установлены 96 статуй святых. немало потрудился лоренцо бернини и над созданием внутреннего архитектурного облика собора святого петра. выбрать самое главное из этого для пересказа