Художественные принципы л.н толстого в изображении действительности: следование правде, психологизм, "диалектика души"

pra02 pra02    1   04.10.2019 12:40    162

Ответы
Гюнтер11 Гюнтер11  04.10.2019 12:40

«диалектика души»

(особенности психологизма толстого)

«диалектика души» — постоянное изображение внутреннего мира героев в движении, в развитии (по чернышевскому).

психологизм (показ характеров в развитии) позволяет не только объективно изобразить картину душевной жизни героев, но и выразить авторскую нравственную оценку изображаемого.

средства психологической изобразительности у толстого:

а) психологический анализ от лица автора-повествователя.

б) раскрытие невольной неискренности, подсознательного стремления видеть себя лучше и интуитивно искать самооправдания (напр., размышления пьера о том, ехать или нет к анатолю курагину, после того, как он дает болконскому слово этого не делать).

в) внутренний монолог, впечатление «подслушанных мыслей» (напр., поток сознания николая ростова во время охоты и погони за французом; князь андрей под небом аустерлица).

г) сны, раскрытие подсознательных процессов (напр., сны пьера).

д) впечатления героев от внешнего мира. внимание сосредоточивается не на самом предмете и явлении, а на том, как воспринимает их персонаж (напр., первый наташи).

е) внешние детали (напр., дуб по дороге в отрадное, небо аустерлица).

ж) расхождение между тем временем, в которое реально происходило действие, и временем рассказа о нем (напр., внутренний монолог марьи болконской о том, за что она полюбила николая ростова).

по мысли н. г. чернышевского, толстого интересовал «всего более — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразительным, определительным термином» непосредственно изображать психический процесс. чернышевский отмечал, что художественным открытием толстого стало изображение внутреннего монолога в форме потока сознания. чернышевский выделяет общие принципы «диалектики души»: а) изображение внутреннего мира человека в постоянном движении, противоречии и развитии (толстой: «человек — текучее вещество»); б) интерес толстого к переломным, кризисным моментам в жизни человека; в) событийность (влияние событий внешнего мира на внутренний мир героя).

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Литература