Кто написал "Слова о полку Игореве"? Это вопрос уже 200 лет волнует ученых и простых читателей. К сожалению, автор "Слова" до сих пор неизвестен: "...Ни в "Слове о полку Игореве", ни в каких-либо других исторических и литературных памятниках данных об авторе "Слова о полку Игореве" нет..." ("Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.) Несмотря на десятки исследований имя автора "Слова" так и остается загадкой: "...поиски имени автора, основанные на данных самого "Слова", и тех источников, которыми мы сейчас располагаем, не могут завершиться успехом.." ("Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
«Слово о полку Игореве» – уникальный памятник литературы. Характеристика автора поэмы «Слово о полку Игореве» стала темой множества научных работ. В «Слове…» собрано столько тайн и загадок, что для исследователей текст всегда остается интересным и Время написания – конец 12 века. Культура книги отражает особенности эпохи. Литературоведы, изучавшие стиль автора, продолжают спорить и отстаивать свое мнение, так как нет точной даты написания произведения. До современников дошли 2 версии текста: рукопись Мусина-Пушкина, копия, снятая для Екатерины Великой. Оригинал сгорел во время пожара 1812 года. Кто же автор «Слова…»? Можно просто рассуждать вместе с учеными.
Автор - не историк, он не стремится точно описывать поход князя Игоря к половцам. Он уверен, что суть похода читатель знает, нет смысла объяснить его значение и последовательность событий.
Автор - не летописец. Язык художественного текста отличает «Слово…» от летописных изданий, он ближе к сказаниям, песням.
Какие точные характеристики дают исследователи создателю текста?
Знает литературу и культуру; Знаком с другим текстом – «Повесть временных Любит русский фольклор; Отлично разбирается в военном деле; Знает родословные связи княжеских семей; Отлично разбирается в политике. Часть характеристик спорны. С ними можно соглашаться, можно искать опровержения, это догадки ученых:
Относится к верхним социальным слоям общества того времени; Знаком с князьями или «вхож» к князьям. Есть мнение, что авторов текста, несколько. Доказывается это разным отношением к главному персонажу. Первая часть – осуждение Игоря. До рассказа о бегстве автор один, он сторонник Святослава, дружинник из Киева. Во второй части – побег и возвращение на родину, автор меняет позицию. Он преувеличенно восхваляется радость Руси после возвращения князя Игоря. Некоторые считают, что каждую часть «Слова…» писал новый автор. Части «Слова…» создавались не только разными людьми, но и в разное время. Создатель текста, по мнению таких исследователей, собрал все части воедино. Часть исследователей такой разницы в описании не видят, объясняют ее патриотизмом и смыслом всего текста. Другие предлагают признать в авторе участника похода князя Игоря, того, кто оказался с ним в плену. Много строф посвящено побегу Игоря из половецкого плена. Местность, по которой бежал князь, встает в образах птиц и зверей Игорю. Описать так может только тот, кто там Автора причисляют к странствующим певцам. Они ходят по Руси, слагают песни и поют славу. Автор делает героиней «Слова…» женщину – Ярославну. Ее любовь передается нежно, искренне и как-то по родному. Некоторые ученые считают, что создатель памятника литературы хорошо знал женщину. Он мог быть в ее свите, или, будучи дружинником, наблюдал за жизнью княжеской семьи.
Обращение автора к языческим богам привело к утверждению некоторых критиков, что он язычник. В вере в божества нельзя отказать. Без сомнения, что автор религиозен, но к какой он вере принадлежит можно и поспорить. Образы в «Слове…» можно отнести к художественным: одушевление природы – стремление сделать текст более поэтичным. Создатель текста не только сам обращается к Богу, но и героев «Слова…» сближает с ним. Игорь бежит с высших сил, Ярославна обращается к природным стихиям.
У автора разное отношение к князьям. Он осуждает Игоря. Князь повел войска за славой для себя, не посоветовавшись со старыми и мудрыми воинами. Но автор с любовью, со слезами горечи описывает Всеволода. Кажется, что каждое слово плачет по «буй-туру», воюющему, как русский сказочный богатырь.
Кто написал "Слова о полку Игореве"? Это вопрос уже 200 лет волнует ученых и простых читателей. К сожалению, автор "Слова" до сих пор неизвестен: "...Ни в "Слове о полку Игореве", ни в каких-либо других исторических и литературных памятниках данных об авторе "Слова о полку Игореве" нет..." ("Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.) Несмотря на десятки исследований имя автора "Слова" так и остается загадкой: "...поиски имени автора, основанные на данных самого "Слова", и тех источников, которыми мы сейчас располагаем, не могут завершиться успехом.." ("Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)
Автор - не историк, он не стремится точно описывать поход князя Игоря к половцам. Он уверен, что суть похода читатель знает, нет смысла объяснить его значение и последовательность событий.
Автор - не летописец. Язык художественного текста отличает «Слово…» от летописных изданий, он ближе к сказаниям, песням.
Какие точные характеристики дают исследователи создателю текста?
Знает литературу и культуру;
Знаком с другим текстом – «Повесть временных Любит русский фольклор;
Отлично разбирается в военном деле;
Знает родословные связи княжеских семей;
Отлично разбирается в политике.
Часть характеристик спорны. С ними можно соглашаться, можно искать опровержения, это догадки ученых:
Относится к верхним социальным слоям общества того времени;
Знаком с князьями или «вхож» к князьям.
Есть мнение, что авторов текста, несколько. Доказывается это разным отношением к главному персонажу. Первая часть – осуждение Игоря. До рассказа о бегстве автор один, он сторонник Святослава, дружинник из Киева. Во второй части – побег и возвращение на родину, автор меняет позицию. Он преувеличенно восхваляется радость Руси после возвращения князя Игоря. Некоторые считают, что каждую часть «Слова…» писал новый автор. Части «Слова…» создавались не только разными людьми, но и в разное время. Создатель текста, по мнению таких исследователей, собрал все части воедино. Часть исследователей такой разницы в описании не видят, объясняют ее патриотизмом и смыслом всего текста. Другие предлагают признать в авторе участника похода князя Игоря, того, кто оказался с ним в плену. Много строф посвящено побегу Игоря из половецкого плена. Местность, по которой бежал князь, встает в образах птиц и зверей Игорю. Описать так может только тот, кто там Автора причисляют к странствующим певцам. Они ходят по Руси, слагают песни и поют славу. Автор делает героиней «Слова…» женщину – Ярославну. Ее любовь передается нежно, искренне и как-то по родному. Некоторые ученые считают, что создатель памятника литературы хорошо знал женщину. Он мог быть в ее свите, или, будучи дружинником, наблюдал за жизнью княжеской семьи.
Обращение автора к языческим богам привело к утверждению некоторых критиков, что он язычник. В вере в божества нельзя отказать. Без сомнения, что автор религиозен, но к какой он вере принадлежит можно и поспорить. Образы в «Слове…» можно отнести к художественным: одушевление природы – стремление сделать текст более поэтичным. Создатель текста не только сам обращается к Богу, но и героев «Слова…» сближает с ним. Игорь бежит с высших сил, Ярославна обращается к природным стихиям.
У автора разное отношение к князьям. Он осуждает Игоря. Князь повел войска за славой для себя, не посоветовавшись со старыми и мудрыми воинами. Но автор с любовью, со слезами горечи описывает Всеволода. Кажется, что каждое слово плачет по «буй-туру», воюющему, как русский сказочный богатырь.