Эссэ на тему,, Образ Ивана Грозного в Толстого

Kostya2347 Kostya2347    3   19.02.2020 12:06    0

Ответы
TeoRe TeoRe  19.02.2020 13:03

На протяжении веков особый интерес у русских

писателей вызывает тема власти в историческом

процессе с акцентом на выявлении позитивных ине-

гативных сторон деятельности монарха. И, бесспор-

но, одним из самых популярных исторических пери-

одов для художников слова является время образо-

вания единого Русского государства (XVI – XVII вв.),

где центральной фигурой выступает Иван Грозный.

Образ первого царя «всея Руси» нельзя назвать одно-

значным, однако в ходе исторических процессов

в социуме складывается его стереотипное восприя-

тие: Иван IV предстает жестоким тираном и деспо-

том. Такую классическую трактовку образа Ивана

Васильевича мы обнаруживаем в творчестве А. К.

Толстого.

Впервые «грозный» царь появляется в балладе

«Василий Шибанов» (1842 г.), затем его образ про-

должает развиваться в стихотворных произведени-

ях «Князь Михайло Репнин» (1840-е гг.) и «Стариц-

кий воевода» (1848 г.). Самыми масштабными рабо-

тами об Иване Грозном становятся историческая

повесть «Князь Серебряный» (1862 г.) ипервая часть

драматической трилогии «Смерть Ивана Грозного»

(1865 г.). Но и после произведения о страшной смер-

ти правителя Толстой не оставляет тему Ивана IV.

В балладах «Чужое горе» (1866 г.), «Змий Тугарин»

(1867 г.) и «Поток-богатырь» (1871 г.) Иван Василье-

вич появляется уже как воспоминание, пророчество

или видение А в сатирическом стихотво-

рении «История Государства Российского от Госто-

мысла до Тимашева» (1868 г.) царь Иван становится

одним из персонажей исторической хроники.

Откровенно обличительное изображение царя

в первую очередь связано с исторической концеп-

цией писателя, которую он выражает следующим

образом: «Свобода и законность, чтобы быть проч-

ными, должны опираться на внутреннее сознание

народа; а оно зависит не от законодательных или

административных мер, но от тех духовных стрем-

лений, которые вне всяких материальных побуж-

дений» [1, 509]. И, в соответствии со своей морали-

заторской позицией, в исторических произведени-

ях Толстой продвигает идеалы добра, создавая

контрастных положительных и отрицательных

героев.

Примечательно, что во всех произведениях

с участием Ивана IV Толстой обращается ко второй

половине правления царя. Переезд Ивана Грозно-

го в Александровскую слободу – точка отсчета,

поставленная в «Василии Шибанове». Для писате-

ля этот период, ознаменованный опричниной,

один из самых драматичных в истории страны.

Лишь косвенно Толстой упоминает былые дости-

жения царя, как например, в «Князе Серебряном»:

Все русские люди любили Иоанна, всею землею.

Казалось, с его праведным царствием настал на

Руси новый золотой век, и монахи, перечитывая

летописи, не находили в них государя, равного Ио-

анну, или в драме «Смерть Ивана Грозного»: Да,

царь в обиду не давал народ! Бывало, сам выходит

на крыльцо, от всякого примает челобитье и ря-

дит суд, а суд его недолог: Обидчик будь хоть князь

иль воевода, а уличен – так голову долой! Однако

все это меркнет на фоне страшных изменений

в характере царя, приведших к катастрофе амо-

ральное и покорное общество.

Подробнее - на -

Объяснение:

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Литература