Эпизод первый. «Царь с царицею простился...» — Что в описании проводов царя и ожидания его царицей подчеркивает грустное настроение царицы? 

Грустное настроение передается с описания одиночества царицы. Она одна сидит перед окном и смотрит в поле так, что даже заболели глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Поэт преувеличивает, что царица видит все время вьюгу и снег, потому что царь уехал весной, потом были лето и осень. Но это преувеличение подчеркнуть одиночество царицы.

Царица, молодая, тихая и кроткая, ждет своего «милого друга». Мы слышим в этих стихах незатейливую песню простой русской женщины, которая и женой-то не успела побыть, как любимый муж оставил ее одну, уехал в путь-дорогу.

С апреля до сочельника проходит девять месяцев. Протекла весна веселыми ручьями лето зеленой листвой, сжала хлеб с полей хозяйской рукой осень. Но для молодой царицы все «пусто в поле».

Милый уехал — снег еще лежал, милый вернулся — снег уже лежит. И словно не было других времен года, была только белая, нескончаемо тоскливая зима. Как точны пушкинские слова о том, что 

«очи // Разболелись глядючи // С белой зори до ночи». 

Ведь глаза действительно болят, когда долго смотришь на сверкающий под солнцем снег!

Совершенно нетипично употребление эпитета «белая» со словом «заря». Заря обычно бывает ясной, румяной, алой. Белым в народной поэзии называют день. Для молодой царицы, ожидающей возвращения мужа, даже зори выцвели, поблекли, побелели.

Представьте себе страдание отца и мужа, который скачет, извещенный о близких родах, обнять свою жену и увидеть ребенка, а застает в царицыном тереме смерть!

Обратите внимание на повторы: «в путь-дорогу», «ждет-пождет», «царь-отец»; на слова и выражения с фольклорной стилистической окраской: «снарядился», «инда очи // Разболелись глядючи // С белой зори до ночи; // Не видать милого друга!», «белешенька земля», «тяжелешенько вздохнула», «издалеча... // Воротился...».

Эпизод второй. «Царь женился на другой»

— Похожа ли новая царица на первую жену царя?

-Почему непохожа?

Первая царица любила своего мужа, а новая царица любит только себя; первая царица — скромная, душевная, а вторая — гордая, самовлюбленная.

Эпизод третий. «Но царевна молодая...»

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

— Понравилась ли вам царевна? 

-Как объяснить, что стихотворные строки о ней начинаются с союза но!

- Кому противопоставляет ее автор?

Пушкин противопоставляет молодую царевну царице, ее мачехе.

— Как вы понимаете слова тихомолком расцветая?

(Пушкин сравнивает царевну с цветком)

— Как вы понимаете выражение «нраву кроткого такого»?

Эпизод четвертый. «Она, // Черной зависти полна...»

Чернавка, Чернава — это имя женщины. У Пушкина это слово пишется с большой буквы.

Чернава — это старинное женское имя, как Любава или Забава. В сказке имя Чернава, Чернавка носит служанка, сенная девушка царицы. Это единственное женское имя в сказке.

Сенная девушка- это горничная,служанка.

— Какие слова царица хотела услышать от зеркальца?

Царица добивалась от зеркальца уверения в том, что она самая красивая. Царица начинает относиться к молодой царевне с ненавистью, когда узнает, что та стала милее, румянее и белее. Она ведет себя не как царица, а как завистливая женщина и злая мачеха

— Как вы понимаете выражение «черной зависти полна»?

На основе изученных эпизодов составьте письменно композицию «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

grigorisinnatal grigorisinnatal    1   17.11.2020 08:32    0

Другие вопросы по теме Литература