Онегин — петербургский герой, аристократ, столичный денди. Образ жизни его, занятия, интересы, увлечения — все это не выходит за рамки обыденной светской живни. Балы, театр, прогулки на бульваре, интриги, романы и флирт — это все, что занимает ум и сердце юного философа. Жизнь его пестра и насыщенна, полна «блистательных побед», «вседневных наслаждений», но счастлив ли Онегин? На этот вопрос Пушкин отвечает: «нет». Светская суета, балы, друзья и дружба, «кокетки записные» — все это быстро наскучило герою.
Нет: рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум; Красавицы не долго были Предмет его привычных дум; Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели, Затем, что не всегда же мог Beef-steaks и стразбургский пирог Шампанской обливать бутылкой И сыпать острые слова, Когда болела голова; И хоть он был повеса пылкой, Но разлюбил он наконец И брань, и саблю, и свинец.
«Идеалы» героя породили в нем чувство превосходства над окружающими, презрение к людям и чувство особого доверия к себе самому, собственной интуиции, уму, внутреннему голосу. «Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать Людей», — мимоходом замечает ПушкинМы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Волей судьбы Онегин попадает в деревню, и «перемена мест» порождает в нем надежду на изменение жизни. Здесь у Пушкина ощутим романтический мотив — бегство героя из мира цивилизации в мир природы.
Но надеждам героя не суждено сбыться: ему по-прежнему нечем заняться — к природе он равнодушен, хозяйство и обычная жизнь помещика его не прельщают, интересы соседей, их разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» кажутся ему пошлыми и бессодержательными. Он знакомится с Татьяной Лариной, она влюбляется в него, казалось бы, «счастье так близко...», но Онегин не допускает самой возможности его.Противоречивость героя, внутренний конфликт особенно отчетливо проявляется в его объяснении с Татьяной. Татьяна в романе олицетворяет собой ту цельность мира, то истинное, подлинное, настоящее, к чему так тянется душа героя.
Однако чувства Онегина сталкиваются с его жизненным опытом, и герой не верит в саму возможность обретения счастья. Найдя свощ «прежний идеал», герой отказывается от него.
Но в душе его зарождается настоящая, подлинная любовь, которая оказывается сильнее его «идеалов». И свидетельство тому — дальнейшая нелогичность и непоследовательность действий «трезвого скептика». Базаров в романе Тургенева, влюбившись, чувствует, как рушится его «идеология», но, однако, ничего не может поделать с этим. И далее, начинает делать «глупости», несообразные с сухим, рационалистическим мировоззрением: ухаживать за Фенечкой, участвовать в «рыцарских турнирах», являться к Одинцовой без весомого повода. Онегин, в отличие от героя Тургенева., не может проанализировать собственное поведение, но точно так же начинает творить «глупости», которые заводят его очень далеко.
Рассудок Онегина с этого момента подчинен чувствам — отсюда вся нелогичность, непоследовательность, «вздорность» его поведения. После объяснения героев наиболее разумно, логично и благородно для Евгения было бы избегать каких-либо встреч с Татьяной. И что же? Вместо этого он, с легкостью поддавшись на уговоры Ленского, едет на именины к Лариным. В доме Лариных Онегин и вовсе теряет контроль над своими чувствами. Но что же так разозлило его? Обман Ленского? Присутствие на празднике поместных дворян всей округи главной причиной стало явное смущение Татьяны при встрече с ним.
На самом деле героиня просто не справилась со своими чувствами — поведение ее естественно. Холодно и с достоинством в данной ситуации могла бы себя вести умелая кокетка. Но Онегин не понимает этого, рассматривая все происходящее в контексте своего жизненного опыта.
Ситуация изменилась: Татьяна замужем, и узы брака для нее святы. Чувство Онегина, его преследования, письма — все это оскорбляет ее, вызывает в душе ее гнев, недоумение, Татьяна не слишком верит в искренность Евгения.
Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле», так как светская жизнь развила в нем эти качества, не дав реализоваться природным задаткам его. Однако Пушкин, обусловливая характер Онегина «типическими обстоятельствами», требует от своего героя большего, прежде всего, честности в отношениях с самим собой, великодушия, сердечности. И в этом смысле «Евгений Онегин» — подлинный «акт сознания для русского общества, великий шаг вперед для него».
Онегин — петербургский герой, аристократ, столичный денди. Образ жизни его, занятия, интересы, увлечения — все это не выходит за рамки обыденной светской живни. Балы, театр, прогулки на бульваре, интриги, романы и флирт — это все, что занимает ум и сердце юного философа. Жизнь его пестра и насыщенна, полна «блистательных побед», «вседневных наслаждений», но счастлив ли Онегин? На этот вопрос Пушкин отвечает: «нет». Светская суета, балы, друзья и дружба, «кокетки записные» — все это быстро наскучило герою.
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-steaks и стразбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова;
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.
«Идеалы» героя породили в нем чувство превосходства над окружающими, презрение к людям и чувство особого доверия к себе самому, собственной интуиции, уму, внутреннему голосу. «Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать Людей», — мимоходом замечает ПушкинМы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Волей судьбы Онегин попадает в деревню, и «перемена мест» порождает в нем надежду на изменение жизни. Здесь у Пушкина ощутим романтический мотив — бегство героя из мира цивилизации в мир природы.
Но надеждам героя не суждено сбыться: ему по-прежнему нечем заняться — к природе он равнодушен, хозяйство и обычная жизнь помещика его не прельщают, интересы соседей, их разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» кажутся ему пошлыми и бессодержательными. Он знакомится с Татьяной Лариной, она влюбляется в него, казалось бы, «счастье так близко...», но Онегин не допускает самой возможности его.Противоречивость героя, внутренний конфликт особенно отчетливо проявляется в его объяснении с Татьяной. Татьяна в романе олицетворяет собой ту цельность мира, то истинное, подлинное, настоящее, к чему так тянется душа героя.
Однако чувства Онегина сталкиваются с его жизненным опытом, и герой не верит в саму возможность обретения счастья. Найдя свощ «прежний идеал», герой отказывается от него.
Но в душе его зарождается настоящая, подлинная любовь, которая оказывается сильнее его «идеалов». И свидетельство тому — дальнейшая нелогичность и непоследовательность действий «трезвого скептика». Базаров в романе Тургенева, влюбившись, чувствует, как рушится его «идеология», но, однако, ничего не может поделать с этим. И далее, начинает делать «глупости», несообразные с сухим, рационалистическим мировоззрением: ухаживать за Фенечкой, участвовать в «рыцарских турнирах», являться к Одинцовой без весомого повода. Онегин, в отличие от героя Тургенева., не может проанализировать собственное поведение, но точно так же начинает творить «глупости», которые заводят его очень далеко.
Рассудок Онегина с этого момента подчинен чувствам — отсюда вся нелогичность, непоследовательность, «вздорность» его поведения. После объяснения героев наиболее разумно, логично и благородно для Евгения было бы избегать каких-либо встреч с Татьяной. И что же? Вместо этого он, с легкостью поддавшись на уговоры Ленского, едет на именины к Лариным. В доме Лариных Онегин и вовсе теряет контроль над своими чувствами. Но что же так разозлило его? Обман Ленского? Присутствие на празднике поместных дворян всей округи главной причиной стало явное смущение Татьяны при встрече с ним.
На самом деле героиня просто не справилась со своими чувствами — поведение ее естественно. Холодно и с достоинством в данной ситуации могла бы себя вести умелая кокетка. Но Онегин не понимает этого, рассматривая все происходящее в контексте своего жизненного опыта.
Ситуация изменилась: Татьяна замужем, и узы брака для нее святы. Чувство Онегина, его преследования, письма — все это оскорбляет ее, вызывает в душе ее гнев, недоумение, Татьяна не слишком верит в искренность Евгения.
Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле», так как светская жизнь развила в нем эти качества, не дав реализоваться природным задаткам его. Однако Пушкин, обусловливая характер Онегина «типическими обстоятельствами», требует от своего героя большего, прежде всего, честности в отношениях с самим собой, великодушия, сердечности. И в этом смысле «Евгений Онегин» — подлинный «акт сознания для русского общества, великий шаг вперед для него».