28 марта 1483 года, в Великую пятницу, в семье художника Джованни Санти родился мальчик. Воспитанный в отчем доме в доброте и ласке, не слышавший в детстве ни одного грубого слова, Рафаэлло (так назвали этого ребенка) сумел сохранить до конца дней своих поразительную душевную ясность, которая вкупе с великим талантом позволила ему создать шедевры, обессмертившие в веках его имя и имя его родины - города Урбино.
Путь Рафаэля в искусстве удивительно ровен. Здесь мы не увидим чередования взлетов и падений, страданий и мучительных поисков, столь привычных, когда речь идет о любом гениальном творце. Нет, Рафаэль постепенно развивает свой талант, неуклонно продвигаясь к совершенству, и последняя законченная художником работа - Сикстинская мадонна - является венцом его творчества. Не потому ли смерть унесла Рафаэля так рано, что слишком прямым был его путь к вершине, достигнув которой, великому мастеру уже нечего было делать на этой земле?
Жизнь Рафаэля, подобно его пути творческому, была лишена мрачных красок. Потеря родителей в раннем возрасте лишь скорее привела мальчика, унаследовавшего от отца-художника обожание красоты и стремление к совершенству, в его истинный дом - мир искусства. Обладая почти ангельской внешностью, ровным и доброжелательным характером, Рафаэль всегда был окружен друзьями, нередко богатыми и влиятельными, позже - обожаем учениками, повсюду его сопровождавшими; он почти не имел врагов и завистников, никогда не знал нужды - даже в юности художник был обеспечен заказами, а в зрелый период его творчества работы было столько, что трудно представить, как одному-един-ственному человеку удалось создать такое количество шедевров за относительно небольшой отрезок времени.
Его фрески полны поэтической фантазии, а портреты современников поражают сходством с оригиналом и живостью всего изображенного.
Рафаэль умер в 1520 году, в самый день своего рождения, когда ему исполнилось 37 лет. Подхватил ли он унесшую его жизнь лихорадку в катакомбах Рима при раскопках, простудился ли в холодной зале Ватикана, ожидая аудиенции у папы, или же причиной нездоровья послужило что-то иное (Джордже Вазари, биограф Рафаэля, указывает, например, на неумеренные любовные наслаждения и ошибку медиков) - но после очень скоротечной болезни его не стало. Рассказывают, что за несколько дней до смерти Рафаэля дрогнули стены папского дворца, причем разрушение грозило именно расписанным художником комнатам. Народ посчитал это предзнаменованием близкой кончины божественного гения.
Рафаэля называли прекрасным созвездием на горизонте Возрождения, каждая из звезд которого сияет по-своему. Вазари в своей биографии Рафаэля пишет, что «искусство, колорит и композицию довел он до того предельного совершенства, о котором едва лишь можно было мечтать, а о том, чтобы его превзойти, никто никогда и подумать не смел». Особенностями живописи Рафаэля были ее полная непосредственность и небесная гармония. Он не видел зла, и наперекор судьбе заставил говорить лишь истину и красоту. «Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне сказали при этом, что это создание ангела, я бы этому поверил», - так говорил об искусстве Рафаэля Карло Маратти, слова которого могли бы стать ответом тем, кто упрекает великого мастера в том, что он низводит божество на землю, принижает его до уровня человека. Наоборот, художник лишь облагораживал человека, приближая его к неземному идеалу, после того, как, благодаря гениальному полету фантазии видел это божество сам. Великий ум Гете нашел наиболее меткое выражение для оценки творчества Рафаэля: «Он создавал всегда то, что другие только мечтали создать».
28 марта 1483 года, в Великую пятницу, в семье художника Джованни Санти родился мальчик. Воспитанный в отчем доме в доброте и ласке, не слышавший в детстве ни одного грубого слова, Рафаэлло (так назвали этого ребенка) сумел сохранить до конца дней своих поразительную душевную ясность, которая вкупе с великим талантом позволила ему создать шедевры, обессмертившие в веках его имя и имя его родины - города Урбино.
Путь Рафаэля в искусстве удивительно ровен. Здесь мы не увидим чередования взлетов и падений, страданий и мучительных поисков, столь привычных, когда речь идет о любом гениальном творце. Нет, Рафаэль постепенно развивает свой талант, неуклонно продвигаясь к совершенству, и последняя законченная художником работа - Сикстинская мадонна - является венцом его творчества. Не потому ли смерть унесла Рафаэля так рано, что слишком прямым был его путь к вершине, достигнув которой, великому мастеру уже нечего было делать на этой земле?
Жизнь Рафаэля, подобно его пути творческому, была лишена мрачных красок. Потеря родителей в раннем возрасте лишь скорее привела мальчика, унаследовавшего от отца-художника обожание красоты и стремление к совершенству, в его истинный дом - мир искусства. Обладая почти ангельской внешностью, ровным и доброжелательным характером, Рафаэль всегда был окружен друзьями, нередко богатыми и влиятельными, позже - обожаем учениками, повсюду его сопровождавшими; он почти не имел врагов и завистников, никогда не знал нужды - даже в юности художник был обеспечен заказами, а в зрелый период его творчества работы было столько, что трудно представить, как одному-един-ственному человеку удалось создать такое количество шедевров за относительно небольшой отрезок времени.
Его фрески полны поэтической фантазии, а портреты современников поражают сходством с оригиналом и живостью всего изображенного.
Рафаэль умер в 1520 году, в самый день своего рождения, когда ему исполнилось 37 лет. Подхватил ли он унесшую его жизнь лихорадку в катакомбах Рима при раскопках, простудился ли в холодной зале Ватикана, ожидая аудиенции у папы, или же причиной нездоровья послужило что-то иное (Джордже Вазари, биограф Рафаэля, указывает, например, на неумеренные любовные наслаждения и ошибку медиков) - но после очень скоротечной болезни его не стало. Рассказывают, что за несколько дней до смерти Рафаэля дрогнули стены папского дворца, причем разрушение грозило именно расписанным художником комнатам. Народ посчитал это предзнаменованием близкой кончины божественного гения.
Рафаэля называли прекрасным созвездием на горизонте Возрождения, каждая из звезд которого сияет по-своему. Вазари в своей биографии Рафаэля пишет, что «искусство, колорит и композицию довел он до того предельного совершенства, о котором едва лишь можно было мечтать, а о том, чтобы его превзойти, никто никогда и подумать не смел». Особенностями живописи Рафаэля были ее полная непосредственность и небесная гармония. Он не видел зла, и наперекор судьбе заставил говорить лишь истину и красоту. «Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне сказали при этом, что это создание ангела, я бы этому поверил», - так говорил об искусстве Рафаэля Карло Маратти, слова которого могли бы стать ответом тем, кто упрекает великого мастера в том, что он низводит божество на землю, принижает его до уровня человека. Наоборот, художник лишь облагораживал человека, приближая его к неземному идеалу, после того, как, благодаря гениальному полету фантазии видел это божество сам. Великий ум Гете нашел наиболее меткое выражение для оценки творчества Рафаэля: «Он создавал всегда то, что другие только мечтали создать».