Древняя русская литература - это начальный и исторически закономерный этап развития русской литературы. Историю русской литературы принято делить на две части: древнюю русскую литературу - от начала ее по XVII в. и новую русскую литературу – начиная с XVIII в.
Древнерусская литература возникла в XI в. и завершила своё развитие в конце XVIIв. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства - Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была укреплению этого государства, поэтому её развитие тесно связано с историей Киевской Руси.
Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988г). Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков. Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.
Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X-XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам, и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский (древнеболгарский) и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности также явилось одним из условий, необходимым для возникновения древнерусской литературы.
Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология, народная точка зрения на изображаемые события
Древнерусская литература – характерные особенности
Древнерусская литература как феномен культуры Средневековья существенно отличается от литературы нового времени. Каковы же ее специфические особенности?
Прежде всего, это тесная связь древнерусской литературы со служебными функциями – церковными, деловыми, историографическими, правовыми. Сюжетность, занимательность, эстетическое начало не являлись приоритетными и лишь постепенно отвоевывали свое место в литературном творчестве. Важную роль играл жанровый канон. Находившаяся в постоянном развитии система жанров древнерусской литературы многообразна – это летописи и жития, апокрифы и повести, памятники публицистики и политической мысли, философские и богословские трактаты, естественнонаучные сочинения и путевые очерки, послания и личные письма, – и каждый жанр диктовал автору свои правила подачи материала. Ориентация на авторитетные образцы, соотнесение всего того, о чем говорится в произведении, с лицами и событиями Священной истории вынуждали автора постоянно цитировать Священное писание и святоотеческие поучения. Таким образом, в художественной структуре древнерусского литературного произведения оказывался прочно зашит традиционализм – а современный читатель, наоборот, ценит в литературном произведении оригинальность.
Компиляция как один из основных методов литературного творчества обуславливает другую существенную особенность литературы средневекового типа. Это анонимность творчества. Автор средневекового текста – это, скорее, автор-составитель, редактор, часто одновременно выступающий переписчиком, создателем рукописной книги. Этот автор не стремился зафиксировать свое имя, но, напротив, для придания большей значимости созданному тексту нередко мог указывать в его заглавии авторитетного иерарха – Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. «Авторское право» в те времена не имело такого значения, как сегодня. Имен авторов подавляющего большинства произведений средневекового искусства мы не знаем, и только специальные источниковедческие исследования позволяют сделать более или менее убедительные предположения о том или ином лице как авторе того или иного произведения.
Со спецификой представления об авторстве в древнерусской литературе связаны и особенности самого существования текста произведения. Как правило, мы не имеем первоначального авторского текста. Автограф, то есть авторский текст, написанный самим же автором, что подтверждено научной атрибуцией, – это большая редкость в древнерусской книжности. Произведение существует в рукописной традиции, представлено в том или ином количестве списков разного времени. В процессе переписки текст приобретает изменения, порой значительные, влияющие на смысл или идеологию повествования. В таких случаях говорят о разных редакциях произведения. Исследования показывают, что даже канонические тексты Священного писания в определенные времена подвергались редактированию.
Текст произведения древнерусской литературы, некогда созданный анонимным автором, распространялся в списках, и любой писец мог изменять его в соответствии со своим вкусом или задачами: сокращать, распространять и т. п. Таким образом, бытование литературного произведения на Руси имеет черты, свойственные фольклору. «Коллективное» авторство приводит к особым формам проявления авторского личностного начала в повествовании, что также отличает древнерусскую литературу от литературы нового времени.
Книжность Древней Руси и русская литература XIX–XX вв. принадлежат разным типам культуры. Тем не менее, значение древнерусской традиции для послепетровской эпохи (и вплоть до сегодняшнего дня) огромно. Во многом именно это влияние определило своеобразие русской классики в ряду европейских литератур.
Древняя русская литература - это начальный и исторически закономерный этап развития русской литературы. Историю русской литературы принято делить на две части: древнюю русскую литературу - от начала ее по XVII в. и новую русскую литературу – начиная с XVIII в.
Древнерусская литература возникла в XI в. и завершила своё развитие в конце XVIIв. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства - Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была укреплению этого государства, поэтому её развитие тесно связано с историей Киевской Руси.
Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988г). Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков. Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.
Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X-XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам, и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский (древнеболгарский) и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности также явилось одним из условий, необходимым для возникновения древнерусской литературы.
Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология, народная точка зрения на изображаемые события
Древнерусская литература – характерные особенности
Древнерусская литература как феномен культуры Средневековья существенно отличается от литературы нового времени. Каковы же ее специфические особенности?
Прежде всего, это тесная связь древнерусской литературы со служебными функциями – церковными, деловыми, историографическими, правовыми. Сюжетность, занимательность, эстетическое начало не являлись приоритетными и лишь постепенно отвоевывали свое место в литературном творчестве. Важную роль играл жанровый канон. Находившаяся в постоянном развитии система жанров древнерусской литературы многообразна – это летописи и жития, апокрифы и повести, памятники публицистики и политической мысли, философские и богословские трактаты, естественнонаучные сочинения и путевые очерки, послания и личные письма, – и каждый жанр диктовал автору свои правила подачи материала. Ориентация на авторитетные образцы, соотнесение всего того, о чем говорится в произведении, с лицами и событиями Священной истории вынуждали автора постоянно цитировать Священное писание и святоотеческие поучения. Таким образом, в художественной структуре древнерусского литературного произведения оказывался прочно зашит традиционализм – а современный читатель, наоборот, ценит в литературном произведении оригинальность.
Компиляция как один из основных методов литературного творчества обуславливает другую существенную особенность литературы средневекового типа. Это анонимность творчества. Автор средневекового текста – это, скорее, автор-составитель, редактор, часто одновременно выступающий переписчиком, создателем рукописной книги. Этот автор не стремился зафиксировать свое имя, но, напротив, для придания большей значимости созданному тексту нередко мог указывать в его заглавии авторитетного иерарха – Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. «Авторское право» в те времена не имело такого значения, как сегодня. Имен авторов подавляющего большинства произведений средневекового искусства мы не знаем, и только специальные источниковедческие исследования позволяют сделать более или менее убедительные предположения о том или ином лице как авторе того или иного произведения.
Со спецификой представления об авторстве в древнерусской литературе связаны и особенности самого существования текста произведения. Как правило, мы не имеем первоначального авторского текста. Автограф, то есть авторский текст, написанный самим же автором, что подтверждено научной атрибуцией, – это большая редкость в древнерусской книжности. Произведение существует в рукописной традиции, представлено в том или ином количестве списков разного времени. В процессе переписки текст приобретает изменения, порой значительные, влияющие на смысл или идеологию повествования. В таких случаях говорят о разных редакциях произведения. Исследования показывают, что даже канонические тексты Священного писания в определенные времена подвергались редактированию.
Текст произведения древнерусской литературы, некогда созданный анонимным автором, распространялся в списках, и любой писец мог изменять его в соответствии со своим вкусом или задачами: сокращать, распространять и т. п. Таким образом, бытование литературного произведения на Руси имеет черты, свойственные фольклору. «Коллективное» авторство приводит к особым формам проявления авторского личностного начала в повествовании, что также отличает древнерусскую литературу от литературы нового времени.
Книжность Древней Руси и русская литература XIX–XX вв. принадлежат разным типам культуры. Тем не менее, значение древнерусской традиции для послепетровской эпохи (и вплоть до сегодняшнего дня) огромно. Во многом именно это влияние определило своеобразие русской классики в ряду европейских литератур.
Объяснение:
надеюсь норм ответ))