Многие, когда кто либо упоминает жанр фантастики презрительно морщат нос. Считается, что это «легкое» чтиво, которое в принципе не реально, что так и есть, однако которое недостойно упоминания в приличном обществе. Среди фантастических произведений есть своя классика и повесть «Трудно быть богом» относится к этой категории. Он, автор, обычный человек с необычной профессией «прогрессор», который попадает на планету, напоминающую нашу, только средневекового периода, когда о боге даже и не думали, не то что сейчас, это уже миллиарды людей. И поскольку он не умеет оставаться равнодушным, то быть наблюдателем там, где душа просит действия, ему сложно. Герой дистанцируется от мира, где живет, стараясь воспринимать все как спектакль, ведь за шесть лет двойной жизни можно и с ума сойти, так что лучше если «нет на самом деле никакого организованного зверства и напирающей серости, а разыгрывается причудливое театральное представление». Но здесь и скрывается основной нравственный вопрос, который очерчивает проблематику произведения: то, что для прогрессора является лишь лицедейством, для остальных жителей планеты – настоящая жизнь. И когда Румата становится частью этой жизни, он не выдерживает. Герой с волшебным оружием, справедливый и всевидящий судья, карающая длань – это бог? Или запутавшийся человек, который хочет подарить людям, которые стали для него важны, все, что имеет сам – свободу, радость и возможность развития? Стоит задаться вопросом: «Разве бог имеет право на какое-либо чувство, кроме жалости?» – и нравственный закон, на котором построена идея романа, становится неважен. И оказывается, что богом быть не так уж сложно. Куда сложнее – быть человеком.
Поменяй несколько десятков слов, это от части моё, а от части - нет
Поменяй несколько десятков слов, это от части моё, а от части - нет