д. и. фонвизин — писатель во многом знаковый для 1760 — 1780-х годов. своеобразие и отличие творчества фонвизина определяется в первую очередь тем, что писатель стоит у истоков нового этапа развития сатиры.
деятельность фонвизина- началась с перевода басен известного в то время датского поэта гольберга. позже он и сам начал писать еще во многом «сырые», но интересные для своего времени басни и притчи. однако, будучи уже известным как переводчик, фонвизин не раз попадал в неловкое положение — большинство созданных им басен считали либо изящно выполненными переложениями иностранных произведений на язык, либо откровенным плагиатом. все же несколько басен до сих пор известны как подлинное творчество фонвизина и представляют особый интерес для раскрытия начальных этапов творческого пути мастера. это политическая басня «лисица-казнодей» и сатира «послание к слугам моим, шумилову, ваньке и петрушке», написанные в 1760 году.
первое названное произведение было написано вскоре после смерти императрицы елизаветы и стало гневным откликом на церковную церемонию, связанную с ее похоронами. писатель высмеял в своем произведении подхалимство и лизоблюдство придворных и раскрыл перед читателем истинную суть поступков высших мира сего. император «царь-лев» изображен как «пресущий скот», а царство его и руководство народом основаны на угнетении и насилии:
в его правление любимцы и вельможи
сдирали без чинов с зверей невинных кожи.
второе произведение представляет читателю разговор автора со своими слугами. на вопрос: «на что сей создан свет? — автор так и не смог получить внятного ответа. шумилов считает, что смысла в вопросе нет, что удел крепостного — вечное рабство и унижение слуги; он просто не готов высказать свои мысли, которых скорее всего и нет вовсе. ванька высказывает свое мнение о том, что «здешний свет» дурен, и говорить о нем — безделица, ничего не стоящий разговор. петрушка, лакей, также не может ответить на вопрос, однако с гордостью заявляет о своем намерении пожить в свое удовольствие в этом свете. становится очевидным для всех, что никакого высшего божественного замысла нет, и что общество и деление на сословия устроено, по меньшей мере, неразумно. первым крупным сатирическим произведением писателя стала комедия «бригадир», написанная в 1763 году. в комедии блестяще обыгран распространенный в xviii веке сюжет, при этом избитая комедийная тема получила новое осмысление и стала чуть ли не новаторством в театральной традиции. родители стремятся выгодно женить детей, которые давно отдали свои сердца другим. две семьи — советника и бригадира — решают устроить брак бригадирского сына ивана и советничьей дочери софьи. при этом начавшую было развиваться по стандарту интрижку фонвизин «закручивает» в совершенно иную сторону: бригадирский сынок начинает ухлестывать за советницей, при этом бригадир готов подвинуть своего сына в битве за прекрасную . за бригадиршей начинает охоту советник, и благоразумную софью оставляют в покое, с выбором ее сердца. подобные столкновения чувств и интрижки введены фонвизиным в текст не случайно. таким образом, автору удается продемонстрировать всю нелепость и пошлость поведения крепостников и щеголей-галломанов. в отношении жанра «бригадир» — комедия для необычная. это одна из первых в сатиры и драматургии «комедия нравов». процесс становления подобного рода характеров еще не показан автором, но объяснение поведения и порывов каждого из персонажей уже присутствует в тексте комедии. множество новаторских приемов — саморазоблачение, откровенная буффонада, гротеск, — делает комедию понятной и смешной даже для современного читателя.
среди писателей последней трети xviii века место принадлежит денису ивановичу фонвизину. образованный и свободомыслящий человек, фонвизин всю свою жизнь был врагом самодержавного произвола, врагом придворных вельмож, царских любимцев. пушкин называет его «сатиры смелым властелином» и «другом свободы» («евгении онегин»), фонвизин сумел так широко и правдиво нарисовать в своих произведениях современную ему жизнь, что белинский назвал его со чинения «живой летописью» эпохи. объяснение:
ответ:
д. и. фонвизин — писатель во многом знаковый для 1760 — 1780-х годов. своеобразие и отличие творчества фонвизина определяется в первую очередь тем, что писатель стоит у истоков нового этапа развития сатиры.
деятельность фонвизина- началась с перевода басен известного в то время датского поэта гольберга. позже он и сам начал писать еще во многом «сырые», но интересные для своего времени басни и притчи. однако, будучи уже известным как переводчик, фонвизин не раз попадал в неловкое положение — большинство созданных им басен считали либо изящно выполненными переложениями иностранных произведений на язык, либо откровенным плагиатом. все же несколько басен до сих пор известны как подлинное творчество фонвизина и представляют особый интерес для раскрытия начальных этапов творческого пути мастера. это политическая басня «лисица-казнодей» и сатира «послание к слугам моим, шумилову, ваньке и петрушке», написанные в 1760 году.
первое названное произведение было написано вскоре после смерти императрицы елизаветы и стало гневным откликом на церковную церемонию, связанную с ее похоронами. писатель высмеял в своем произведении подхалимство и лизоблюдство придворных и раскрыл перед читателем истинную суть поступков высших мира сего. император «царь-лев» изображен как «пресущий скот», а царство его и руководство народом основаны на угнетении и насилии:
в его правление любимцы и вельможи
сдирали без чинов с зверей невинных кожи.
второе произведение представляет читателю разговор автора со своими слугами. на вопрос: «на что сей создан свет? — автор так и не смог получить внятного ответа. шумилов считает, что смысла в вопросе нет, что удел крепостного — вечное рабство и унижение слуги; он просто не готов высказать свои мысли, которых скорее всего и нет вовсе. ванька высказывает свое мнение о том, что «здешний свет» дурен, и говорить о нем — безделица, ничего не стоящий разговор. петрушка, лакей, также не может ответить на вопрос, однако с гордостью заявляет о своем намерении пожить в свое удовольствие в этом свете. становится очевидным для всех, что никакого высшего божественного замысла нет, и что общество и деление на сословия устроено, по меньшей мере, неразумно. первым крупным сатирическим произведением писателя стала комедия «бригадир», написанная в 1763 году. в комедии блестяще обыгран распространенный в xviii веке сюжет, при этом избитая комедийная тема получила новое осмысление и стала чуть ли не новаторством в театральной традиции. родители стремятся выгодно женить детей, которые давно отдали свои сердца другим. две семьи — советника и бригадира — решают устроить брак бригадирского сына ивана и советничьей дочери софьи. при этом начавшую было развиваться по стандарту интрижку фонвизин «закручивает» в совершенно иную сторону: бригадирский сынок начинает ухлестывать за советницей, при этом бригадир готов подвинуть своего сына в битве за прекрасную . за бригадиршей начинает охоту советник, и благоразумную софью оставляют в покое, с выбором ее сердца. подобные столкновения чувств и интрижки введены фонвизиным в текст не случайно. таким образом, автору удается продемонстрировать всю нелепость и пошлость поведения крепостников и щеголей-галломанов. в отношении жанра «бригадир» — комедия для необычная. это одна из первых в сатиры и драматургии «комедия нравов». процесс становления подобного рода характеров еще не показан автором, но объяснение поведения и порывов каждого из персонажей уже присутствует в тексте комедии. множество новаторских приемов — саморазоблачение, откровенная буффонада, гротеск, — делает комедию понятной и смешной даже для современного читателя.
среди писателей последней трети xviii века место принадлежит денису ивановичу фонвизину. образованный и свободомыслящий человек, фонвизин всю свою жизнь был врагом самодержавного произвола, врагом придворных вельмож, царских любимцев. пушкин называет его «сатиры смелым властелином» и «другом свободы» («евгении онегин»), фонвизин сумел так широко и правдиво нарисовать в своих произведениях современную ему жизнь, что белинский назвал его со чинения «живой летописью» эпохи. объяснение: