Более полувека иван сергеевич тургенев находился в центре общественной и духовной жизни россии и западной европы, стремясь, по его собственным словам, «в течение всего этого времени… воплотить в надлежащие типы и то, что шекспир называет самый образ и давление времени, и ту быстро изменявшуюся людей культурного слоя, который преимущественно» служил «предметом» его «наблюдений». тургенев владел умением угадывать в обществе движение. дыхание эпохи 60-х годов, ее типические особенности ощутимы в образах героев романа «отцы и дети», в финале, на котором разворачивается действие, в центральном конфликте романа. тургенев писал полине виардо: «я попытался представить конфликт двух поколений». * «главное лицо представляется выражением новейшей нашей современности», — писал тургенев достоевскому. одним из важнейших явлений этой поры была борьба буржуазно-дворянского либерализма с революционным демократизмом вокруг коренных вопросов жизни, борьба двух направлений, двух тенденций — реформистской и революционной — в общественном развитии начиная с 60-х годов. этот конфликт и послужил объективной основой романа тургенева. в основу романа лег общественно-политический конфликт между либералами и революционерами-демократами накануне 1861 года но вопросу готовящейся реформы. столкновения между этими политическими силами нашли выражение на страницах романа в спорах базарова с братьями кирсановыми. эти герои готовящуюся реформу. базаров прямо говорит, что реформа не пойдет впрок. в романе ярко переданы споры «отцов» и «детей», представителей двух культур — старой, уходящей дворянской культуры и новой, демократической. эти споры отразили столкновение между дворянскими либералами, сыгравшими свою относительно прогрессивную роль в 40-х годах, и разночинцами-демократами, ставшими во главе передового общественного движения. споры идут о положении народа, его перспективах, об искусстве, , о политическом устройстве, жизненных принципах. недаром книга названа романом идейных споров. споры велись вокруг самых различных вопросов, волновавших общественную мысль 60-х годов: об отношении к дворянскому культурному наследию, об искусстве и науке, о системе поведения человека, о нравственных принципах, о воспитании, об общественном долге, — все эти проблемы нашли свое освещение в романе тургенева. беглыми, но выразительными штрихами, подчеркивающими необходимость уничтожения крепостного строя, в романе показаны безотрадная судьба крепостных крестьян, темнота и невежество народа. мысль о тяжелом положении народа вводится тургеневым с самого начала романа и в горестные сетования николая петровича о плохой работе мужиков, и в размышления аркадия о необходимости преобразований, вызванные неприглядной картиной деревенской нищеты. глубокой основой романа тургенева был вопрос о судьбе россии, народа, о путях его дальнейшего развития. сам тургенев дал такую оценку политического содержания «отцов и детей»: «вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. вглядитесь в лица николая петровича, павла петровича, аркадия. слабость и вялость или ограниченность. эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». эти слова не означали стремления окарикатурить представителей дворянства. роман вызвал споры сразу после своего выхода в свет, причем критические отзывы раздавались как со стороны консерваторов, так и со стороны демократического лагеря, где тоже по-разному оценили роман. антонович, сотрудник «современника», выступил со статьей «асмодей нашего времени», в которой писал, что базаров — это злая клевета на демократов-разночинцев. критик отрицал художественную ценность романа и назвал его родоначальником антинигилистических романов. антонович истолковал образ базарова как клевету на молодое поколение. такое понимание романа проистекало из неверных методологических принципов критика: он подменял то, что фактически было изображено в романе, тем, что, по его мнению, хотел сказать тургенев. от лица другого демократического журнала, « слово», выступил писарев со статьей «базаров». писарев снял с базарова обвинение в карикатурности, объяснил положительное значение образа, подчеркнул социальную роль базаровых. писарев проанализировал склад мышления, поведение в обществе, идеалы людей типа базарова. критик отделил подлинного демократа базарова от карикатурных нигилистов ситникова и кукшиной. в то же время писарев, в отличие от антоновича, разделил «отцов» и «детей» не по возрастному принципу, а по политическому, отнеся к «детям» только базарова