Ты хоть для виду поучись... - (г-жа Простакова) - Ну! А там что? - (Митрофан; сын г-жи Простаковой, недоросль) - А там и женишься. - (г-жа Простакова) - Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору. - (Митрофан) - Придет час воли божией! - (г-жа Простакова) - Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. - (Митрофан) - Ну! Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать. (...) Задавай же зады, поворачивайся. - (Митрофан; сын г-жи Простаковой, недоросль) - Все зады, ваше благородие. Ведь с задами-то век назади останешься. - (Цыфиркин; отставной сержант, учитель математики) - Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед - Задача. Изволил ты, на приклад* (* например), итти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое... - (Цыфиркин; отставной сержант, учитель математики) - Трое. - (Митрофан; сын г-жи Простаковой, недоросль) - На дороге, на приклад же, триста рублей. - (Цыфиркин) - Триста. - (Митрофан) - Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата? - (Цыфиркин) - Единожды три - три. Единожды нуль - нуль. Единожды нуль - нуль. - (Митрофан) - Что, что, до дележа? - (г-жа Простакова) - Вишь триста рублей, что нашли, троим разделить. - (Митрофан) - Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. - (г-жа Простакова) - Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублей. - (Цыфиркин; отставной сержант, учитель математики) - Десять. - (Митрофан; сын г-жи Простаковой, недоросль) - Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять. (...) Сколько бы ж на год? - (Цыфиркин) - Нуль да нуль - нуль. Один да один... - (Митрофан) - Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтем и без Пафнутьича хорошохонько. - (г-жа Простакова)
- Ну! А там что? - (Митрофан; сын г-жи Простаковой, недоросль)
- А там и женишься. - (г-жа Простакова)
- Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору. - (Митрофан)
- Придет час воли божией! - (г-жа Простакова)
- Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. - (Митрофан)
- Ну! Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать. (...) Задавай же зады, поворачивайся. - (Митрофан; сын г-жи Простаковой, недоросль)
- Все зады, ваше благородие. Ведь с задами-то век назади останешься. - (Цыфиркин; отставной сержант, учитель математики)
- Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед
- Задача. Изволил ты, на приклад* (* например), итти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое... - (Цыфиркин; отставной сержант, учитель математики)
- Трое. - (Митрофан; сын г-жи Простаковой, недоросль)
- На дороге, на приклад же, триста рублей. - (Цыфиркин)
- Триста. - (Митрофан)
- Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата? - (Цыфиркин)
- Единожды три - три. Единожды нуль - нуль. Единожды нуль - нуль. - (Митрофан)
- Что, что, до дележа? - (г-жа Простакова)
- Вишь триста рублей, что нашли, троим разделить. - (Митрофан)
- Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. - (г-жа Простакова)
- Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублей. - (Цыфиркин; отставной сержант, учитель математики)
- Десять. - (Митрофан; сын г-жи Простаковой, недоросль)
- Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять. (...) Сколько бы ж на год? - (Цыфиркин)
- Нуль да нуль - нуль. Один да один... - (Митрофан)
- Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтем и без Пафнутьича хорошохонько. - (г-жа Простакова)