О тяжелом послевоенном времени я многое узнал из рассказов своей бабушки. Она жила в деревне и хорошо помнит, как голодно было тогда: на вес золота ценились каждый колосок, каждая крошка хлеба.
С жизнью в послевоенные годы познакомил меня и В. Распутин в своем рассказе «Уроки французского». Произведение это автобиографическое и написано от первого лица. Автор рассказывает о трудностях, которые ему пришлось испытать в те тяжелые времена. В семье было трое детей, он — старший ждать было не от кого. Чувство голода постоянно мучило его, а весной, когда приходилось особенно туго, он глотал сам и «заставлял глотать сестренку глазкй проросшей картошки и зерен овса и ржи». Учился он неплохо, в деревне его «признавали за грамотея», и мальчик часто читал или писал письма старухам. За годы войны у людей скопилось много облигаций (примета послевоенного времени), и, считая, что у мальчика счастливый глаз, многие шли к нему с сверить номера облигации с таблицей выигрышей. Таким образом мальчику иногда перепадала копейка от обрадованных односельчан.
Когда мать отправила мальчика учиться в райцентр, ему пришлось особенно худо. Хотя мать и передавала сыну раз в неделю «хлеба и картошки, изредка баночку творога», этого катастрофически не хватало, да еще то ли квартирная хозяйка, то ли ее дети потихонечку «потаскивали» его продукты. Мальчик постоянно недоедал и сильно похудел. Он пытался ловить рыбу, но от «трех маленьких, с чайную ложку, пескариков — не раздобреешь». По вечерам он «околачивался у чайной на базаре... давился слюной», а дома, согревшись пустым кипятком, ложился спать на голодный желудок. Мальчик начал играть в «чику» на деньги, чтобы иметь возможность выпивать по пол-литровой банке молока отмалокровия. Лидия Михайловна, учительница французского языка, видя его застиранный пиджачишко, брюки, перешитые из отцовских галифе, самодельную обувь, решила мальчику. Но он отказался от ужинов, которые она предлагала, и вернул ей посылку: гематоген и макароны. В конце концов Лидии Михайловне удалось заставить мальчика принять от нее Она предложила ему играть в «замеряшки» на деньги. Наконец у мальчика появилась возможность покупать молоко. «Опять я бегал на базар и покупал молоко — теперь уже в мороженых кружках. Я... клал ледяные ломтики в рот и, ощущая во всем теле их сытую сладость, закрывал от удовольствия глаза».
Доброта и бескорыстие Лидии Михайловны мальчику в трудное послевоенное время и остались в его памяти на всю жизнь.
P.S. Взято из книги с сочинениями, книга очень старая, так что такого сочинения ни у кого не будет 100%)))
О тяжелом послевоенном времени я многое узнал из рассказов своей бабушки. Она жила в деревне и хорошо помнит, как голодно было тогда: на вес золота ценились каждый колосок, каждая крошка хлеба.
С жизнью в послевоенные годы познакомил меня и В. Распутин в своем рассказе «Уроки французского». Произведение это автобиографическое и написано от первого лица. Автор рассказывает о трудностях, которые ему пришлось испытать в те тяжелые времена. В семье было трое детей, он — старший ждать было не от кого. Чувство голода постоянно мучило его, а весной, когда приходилось особенно туго, он глотал сам и «заставлял глотать сестренку глазкй проросшей картошки и зерен овса и ржи». Учился он неплохо, в деревне его «признавали за грамотея», и мальчик часто читал или писал письма старухам. За годы войны у людей скопилось много облигаций (примета послевоенного времени), и, считая, что у мальчика счастливый глаз, многие шли к нему с сверить номера облигации с таблицей выигрышей. Таким образом мальчику иногда перепадала копейка от обрадованных односельчан.
Когда мать отправила мальчика учиться в райцентр, ему пришлось особенно худо. Хотя мать и передавала сыну раз в неделю «хлеба и картошки, изредка баночку творога», этого катастрофически не хватало, да еще то ли квартирная хозяйка, то ли ее дети потихонечку «потаскивали» его продукты. Мальчик постоянно недоедал и сильно похудел. Он пытался ловить рыбу, но от «трех маленьких, с чайную ложку, пескариков — не раздобреешь». По вечерам он «околачивался у чайной на базаре... давился слюной», а дома, согревшись пустым кипятком, ложился спать на голодный желудок. Мальчик начал играть в «чику» на деньги, чтобы иметь возможность выпивать по пол-литровой банке молока отмалокровия. Лидия Михайловна, учительница французского языка, видя его застиранный пиджачишко, брюки, перешитые из отцовских галифе, самодельную обувь, решила мальчику. Но он отказался от ужинов, которые она предлагала, и вернул ей посылку: гематоген и макароны. В конце концов Лидии Михайловне удалось заставить мальчика принять от нее Она предложила ему играть в «замеряшки» на деньги. Наконец у мальчика появилась возможность покупать молоко. «Опять я бегал на базар и покупал молоко — теперь уже в мороженых кружках. Я... клал ледяные ломтики в рот и, ощущая во всем теле их сытую сладость, закрывал от удовольствия глаза».
Доброта и бескорыстие Лидии Михайловны мальчику в трудное послевоенное время и остались в его памяти на всю жизнь.
P.S. Взято из книги с сочинениями, книга очень старая, так что такого сочинения ни у кого не будет 100%)))