В ранних произведениях Н.В. Гоголя важную роль играет национальная составляющая. Именно поэтому, рассматривая концептосферу повестей писателя, мы в первую очередь обращаемся к концептам, отражающим специфику языковой картины мира украинского народа.
Под языковой картиной мира мы понимаем исторически сложившуюся в обыденном сознании того или иного языкового коллектива и отраженную в языке совокупность представлений о мире, определенный концептуализации действительности.
В произведениях Н.В. Гоголя мы сталкиваемся с фрагментом специфически украинской национальной картины мира.
В начале 1833 года Гоголь серьезно увлекся историей, особенно историей Украины. Он погружается в изучение специальной литературы и летописей, тщательно исследует памятники народнопоэтического творчества. Гоголя особенно увлекали народные украинские песни [Еремина 1987: 149].
Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность па Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь впервые зародилась в нем любовь к украинскому фольклору, театру. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре [Еремина 1987: 67].
Национальный образ жизни народа формируется историей и социальным устройством, географическими и природными условиями, животным и растительным миром, которые в свою очередь определяют род труда, обычаи, верования и традиции.
Вынашивая замыслы повестей, составивших «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь обращается к матери и сестре с прислать ему самые различные сведения об украинских народных обрядах, легендах, повериях и т. д. «...Вы много знаете обычаи и нравы малороссиян наших, – писал он матери в апреле 1829 г., – и потому, я знаю, вы не откажетесь сообщать мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно. В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов... равным образом название платья, носимого нашими крестьянскими девками, до последней ленты, также нынешними замужними и мужиками... Еще обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей... Еще несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках... множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов и проч., и проч., и проч. Все это будет для меня чрезвычайно занимательно» [цит. по: Еремина 1987: 67].
Первая часть «Вечеров» вышла в свет в сентябре 1831 года. В нее вошли четыре повести: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь» и «Пропавшая грамота». Через шесть месяцев, в начале марта 1832 года, появилась в печати и вторая часть («Ночь перед рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шионька и его тетушка», «Заколдованное место»).
Основными обязательными концептами любой национальной картины мира являются универсалии – пространство – время – человек. Эти универсалии лежат и в основе индивидуально-авторского отражения национальной картины мира Н.В. Гоголя. Это подтверждается самим названием всего цикла – «Вечера на хуторе близ Диканьки», где слово вечера обозначают время, близ Диканъки - пространство, хутор - место проживания человека.
Именно на это мы опирались, определяя основные концепты, которые рассматриваются в нашей работе.
Материалом исследования являются две повести – «Майская ночь, или Утопленница» и «Ночь перед Рождеством». В название каждой повести включается временной концепт «Ночь», который, однако, представлен в двух ипостасях – ночь весенняя и ночь зимняя.
Важным концептом так же является концепт «Природа», который мы рассматриваем как окружающую человека среду, которая в том или ином виде отражает специфику внутреннего мира человека. Природа, как и ночь, представлена зимой и весной.
Еще одним базовым концептом, который детально представлен в повести «Майская ночь, или Утопленница», является концепт «Вода».
Мы обратили внимание на «Майскую ночь, или Утопленницу» и на «Ночь перед Рождеством». Герои повестей – веселые, сильные и бесстрашные парубки, красивые и гордые крестьянские девушки, грубоватые, но добрые их родители. Эти люди живут просто, естественно, красиво.
Ранний Гоголь – это романтик. А романтиков увлекали фантастические сюжеты, сильные характеры людей, ведущих простой образ жизни. Обе повести сборника похожи на сказку, потому что в них мир поделен на две части: обычный, реальный и необычный, «потусторонний», реальная действительность причудливо переплетается с фантастическим вымыслом. Наравне с людьми действуют представители нечистой силы. В «Майской ночи...» это русалка и ведьма, а в «Ночи перед Рождеством» – черт и ведьма».
В «Вечерах…» присутствует сказочность, явная фантастика. Мир, который рисует автор, это мир-сказка. Показ не реальной действительности, а желанной. Украина здесь изображена такой, какой ее хотелось видеть Гоголю. Автор хочет, чтобы в мире побеждало только добро м
В ранних произведениях Н.В. Гоголя важную роль играет национальная составляющая. Именно поэтому, рассматривая концептосферу повестей писателя, мы в первую очередь обращаемся к концептам, отражающим специфику языковой картины мира украинского народа.
Под языковой картиной мира мы понимаем исторически сложившуюся в обыденном сознании того или иного языкового коллектива и отраженную в языке совокупность представлений о мире, определенный концептуализации действительности.
В произведениях Н.В. Гоголя мы сталкиваемся с фрагментом специфически украинской национальной картины мира.
В начале 1833 года Гоголь серьезно увлекся историей, особенно историей Украины. Он погружается в изучение специальной литературы и летописей, тщательно исследует памятники народнопоэтического творчества. Гоголя особенно увлекали народные украинские песни [Еремина 1987: 149].
Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность па Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь впервые зародилась в нем любовь к украинскому фольклору, театру. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре [Еремина 1987: 67].
Национальный образ жизни народа формируется историей и социальным устройством, географическими и природными условиями, животным и растительным миром, которые в свою очередь определяют род труда, обычаи, верования и традиции.
Вынашивая замыслы повестей, составивших «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь обращается к матери и сестре с прислать ему самые различные сведения об украинских народных обрядах, легендах, повериях и т. д. «...Вы много знаете обычаи и нравы малороссиян наших, – писал он матери в апреле 1829 г., – и потому, я знаю, вы не откажетесь сообщать мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно. В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов... равным образом название платья, носимого нашими крестьянскими девками, до последней ленты, также нынешними замужними и мужиками... Еще обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей... Еще несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках... множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов и проч., и проч., и проч. Все это будет для меня чрезвычайно занимательно» [цит. по: Еремина 1987: 67].
Первая часть «Вечеров» вышла в свет в сентябре 1831 года. В нее вошли четыре повести: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь» и «Пропавшая грамота». Через шесть месяцев, в начале марта 1832 года, появилась в печати и вторая часть («Ночь перед рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шионька и его тетушка», «Заколдованное место»).
Основными обязательными концептами любой национальной картины мира являются универсалии – пространство – время – человек. Эти универсалии лежат и в основе индивидуально-авторского отражения национальной картины мира Н.В. Гоголя. Это подтверждается самим названием всего цикла – «Вечера на хуторе близ Диканьки», где слово вечера обозначают время, близ Диканъки - пространство, хутор - место проживания человека.
Именно на это мы опирались, определяя основные концепты, которые рассматриваются в нашей работе.
Материалом исследования являются две повести – «Майская ночь, или Утопленница» и «Ночь перед Рождеством». В название каждой повести включается временной концепт «Ночь», который, однако, представлен в двух ипостасях – ночь весенняя и ночь зимняя.
Важным концептом так же является концепт «Природа», который мы рассматриваем как окружающую человека среду, которая в том или ином виде отражает специфику внутреннего мира человека. Природа, как и ночь, представлена зимой и весной.
Еще одним базовым концептом, который детально представлен в повести «Майская ночь, или Утопленница», является концепт «Вода».
Мы обратили внимание на «Майскую ночь, или Утопленницу» и на «Ночь перед Рождеством». Герои повестей – веселые, сильные и бесстрашные парубки, красивые и гордые крестьянские девушки, грубоватые, но добрые их родители. Эти люди живут просто, естественно, красиво.
Ранний Гоголь – это романтик. А романтиков увлекали фантастические сюжеты, сильные характеры людей, ведущих простой образ жизни. Обе повести сборника похожи на сказку, потому что в них мир поделен на две части: обычный, реальный и необычный, «потусторонний», реальная действительность причудливо переплетается с фантастическим вымыслом. Наравне с людьми действуют представители нечистой силы. В «Майской ночи...» это русалка и ведьма, а в «Ночи перед Рождеством» – черт и ведьма».
В «Вечерах…» присутствует сказочность, явная фантастика. Мир, который рисует автор, это мир-сказка. Показ не реальной действительности, а желанной. Украина здесь изображена такой, какой ее хотелось видеть Гоголю. Автор хочет, чтобы в мире побеждало только добро м