понятие философии постмодерна, означающее мнимую референциональность мифологического (Р.Барт), гиперреального или симулякра (Бодрийяр), а также лимитированность гиперинтерпретации (Эко); де-конструкт радикальной рефлексии развития культуры модерна, вскрывающий ее фундированность идеей присутствия, наличия (см. МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ). Впервые понятие ‘Н.С.’ использовано датским глоссематиком В.Брендалем для обозначения нейтрализованного члена какой-либо оппозиции. Однако широкое применение приобретает благодаря работе Р.Барта ‘Нулевая степень письма’ (1953) — ‘введению в книгу, которая могла бы стать Историей Письма’. Проблематика Н.С. рассматривается Р.Бартом в контексте различения языка и стиля, мифологии и литературы. Письмо (см. ПИСЬМО) есть ‘некое формальное образование, связывающее язык и стиль’. Язык, согласно Р.Барту, носит надындивидуальный характер и является ‘естественным продуктом времени’, результатом Истории и Общества. В то же время, язык есть, скорее, эпистемологическая категория, не редуцируемая к инструментальности: ‘не столько запас материала, сколько горизонт, т.е. одновременно территория и ее границы’; это анонимная потенциальность — ‘площадка, заранее подготовленная для действия, ограничение и одновременно открытие диапазона возможностей’. Напротив, стиль означает кумулятивность телесного опыта пишущего, ‘он обусловлен жизнью тела писателя и его превращаясь мало-помалу в автоматические приемы его мастерства’. Стиль исходит из сферы индивидуальной, ‘интимной мифологии’ пишущего, ‘сферы его речевого организма, где рождается первоначальный союз слов и вещей’. Таким образом, язык — это территория, на которой размещается аккумулированное писателя, или — архив, в который проникает телесность (см. ТЕЛО, ТЕЛЕСНОСТЬ).
НУЛЕВАЯ СТЕПЕНЬ
понятие философии постмодерна, означающее мнимую референциональность мифологического (Р.Барт), гиперреального или симулякра (Бодрийяр), а также лимитированность гиперинтерпретации (Эко); де-конструкт радикальной рефлексии развития культуры модерна, вскрывающий ее фундированность идеей присутствия, наличия (см. МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ). Впервые понятие ‘Н.С.’ использовано датским глоссематиком В.Брендалем для обозначения нейтрализованного члена какой-либо оппозиции. Однако широкое применение приобретает благодаря работе Р.Барта ‘Нулевая степень письма’ (1953) — ‘введению в книгу, которая могла бы стать Историей Письма’. Проблематика Н.С. рассматривается Р.Бартом в контексте различения языка и стиля, мифологии и литературы. Письмо (см. ПИСЬМО) есть ‘некое формальное образование, связывающее язык и стиль’. Язык, согласно Р.Барту, носит надындивидуальный характер и является ‘естественным продуктом времени’, результатом Истории и Общества. В то же время, язык есть, скорее, эпистемологическая категория, не редуцируемая к инструментальности: ‘не столько запас материала, сколько горизонт, т.е. одновременно территория и ее границы’; это анонимная потенциальность — ‘площадка, заранее подготовленная для действия, ограничение и одновременно открытие диапазона возможностей’. Напротив, стиль означает кумулятивность телесного опыта пишущего, ‘он обусловлен жизнью тела писателя и его превращаясь мало-помалу в автоматические приемы его мастерства’. Стиль исходит из сферы индивидуальной, ‘интимной мифологии’ пишущего, ‘сферы его речевого организма, где рождается первоначальный союз слов и вещей’. Таким образом, язык — это территория, на которой размещается аккумулированное писателя, или — архив, в который проникает телесность (см. ТЕЛО, ТЕЛЕСНОСТЬ).