На первый взгляд, Базаров умирает случайно: вскрывал труп умершего от тифа, порезался, заразился. Но гибель Базарова предрешена. Сам Тургенев вспоминал после написания романа: "Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие".
Но главная причина того, что писатель приводит своего героя к гибели, заключается, конечно, в другом. Тургенев, настоящий художник, тонко чувствующий изменения в обществе, рано понял, что на общественной арене героя декабристского толка, выходца из дворян, сменил другой герой – разночинец. Именно поэтому Иван Сергеевич заговорил в своих произведениях об умирании "дворянских гнёзд" (роман "Дворянское гнездо"), предвидя появление такого исторического деятеля на российской почве, но ещё не видя его в родной стране, изобразил болгарина Инсарова (роман "Накануне") и наконец создал роман "Отцы и дети" с главным персонажем Базаровым – выходцем из разночинной среды.
Но главная причина того, что писатель приводит своего героя к гибели, заключается, конечно, в другом. Тургенев, настоящий художник, тонко чувствующий изменения в обществе, рано понял, что на общественной арене героя декабристского толка, выходца из дворян, сменил другой герой – разночинец. Именно поэтому Иван Сергеевич заговорил в своих произведениях об умирании "дворянских гнёзд" (роман "Дворянское гнездо"), предвидя появление такого исторического деятеля на российской почве, но ещё не видя его в родной стране, изобразил болгарина Инсарова (роман "Накануне") и наконец создал роман "Отцы и дети" с главным персонажем Базаровым – выходцем из разночинной среды.