Что роднит и что различает эти стихотворения пастернака и ахматовой?
пастернак
о, знал бы я, что так бывает,
когда пускался на дебют,
что строчки с кровью — убивают,
нахлынут горлом и убьют!
от шуток с этой подоплекой
я б отказался наотрез.
начало было так далеко,
так робок первый интерес.
но старость — это рим, который
взамен турусов и колес
не читки требует с актера,
а полной гибели всерьез.
когда строку диктует чувство,
оно на сцену шлет раба,
и тут кончается искусство,
и дышат почва и судьба.
ахматова
мне ни к чему одические рати
и прелесть элегических затей.
по мне, в стихах все быть должно некстати,
не так, как у людей.
когда б вы знали, из какого сора
растут стихи, не ведая стыда,
как желтый одуванчик у забора,
как лопухи и лебеда.
сердитый окрик, дегтя запах свежий,
таинственная плесень на стене…
и стих уже звучит, задорен, нежен,
на радость вам и мне.
Эти стихотворения роднит общая тема – творчество.
Но поэты – разные, поэтому и стихотворения разные по оценке творчества, настроению и лексике.
У Бориса Пастернака творчество поэта – тяжелая доля. Если бы его лирический герой знал это с самого начала, он бы отказался от нее наотрез.
У него поэт не актер, который возвращается со сцены к обыденной жизни, а гладиатор на арене, где все всерьез; если борьба заканчивается не победой, то – гибелью на потеху публики. И, конечно, творчество будет выходить за рамки искусства, находя серьезные темы в современной жизни, выражая чувства поэта. Его судьба - обнаруживать эти болевые точки.
Ахматова же устами лирической героини говорит о радости, о том, что процесс сложения стихов спонтанный и естественный, как сама жизнь, как отклик на любое жизненное впечатление. Именно это поэтическое видение мира, по ее мнению, и отличает поэта от остальных людей. Ей не стыдно, что стихи не соответствуют высоким стандартам: растут как сорняки у забора из всякого мусора. Важно то, что стих получается задорным и нежным. И радует и поэта, и читателей.
Поэтому его настроение веселое. Тон спокойный. Анна Ахматова, как мне кажется, поддразнивает читателя.
Стихотворение же Пастернака очень эмоционально, полно трагизма, боли, душевного надрыва, жертвенности.
Оно насыщено метафорами, лексика наполнена экспрессивными драматичными словами и образами.
У Ахматовой лексика простая, включает природные слова, лишь в первых строчках – ироничное перечисление поэтических жанров. Образы просты и красивы своей жизненностью.
Оба стихотворения написаны ямбом, но у Пастернака четырехстопным, у Ахматовой - пятистопным, потому оно более плавное.
Мне стихотворение Анны Андреевны Ахматовой понравилось больше. В нем нет сложных построений, требующих сопереживания и анализа, как у Бориса Леонидовича Пастернака. Кажется, что поэтесса смотрит из открытого окна и радуется возникающим в сознании строчкам.