эти две -замечательный пример того, как различно можно
представить один сюжет, оставляя, тем не менее, произведения
взаимодополняющими, хотя они могут читаться и как самостоятельные.
в обоих произведениях мотив мертвого жениха является основным, но
несет различную смысловую нагрузку.
в "людмиле" мертвый жених, увозящий девушку за собой в могилу – реальность,
в "светлане"-сон, не влияющий на действительность. т. е. композиционно рассматриваемый сюжет в «людмиле» - основной и единственный, в "светлане" – примерно рассказ в рассказе.
и там, и там, казалось бы, обстановка не из приятных: «мрачный лес» , ночь, престранное поведение жениха (в "людмиле" он говорит загадками о своем «уединенном доме» , в "светлане" вообще «бледен и унылый») . но в "светлане" появляется «голубочек белый» , классический символ чистоты, и уже
понятно, что участь светланы не будет так печальна, как людмилы.
по роли «голубочка» в происходящем (лишает силы угрожающего девушке мертвеца)
легко можно заключить о его противоположности силам тьмы, представленным
в образе мертвеца, и о близости к богу, об ангельской его природе (ведь он
появляется именно для спасения девушки, и он гораздо могущественнее мертвеца) .
но, если светлана сталкивается с силами и света, и тьмы, причем сама она ближе
к свету, то людмила практически по доброй воле отдается во власть дьяволу.
к тьме (в ад) людмилу ведет непокорность, противопоставление себя создателю
людмила сама выбирает себе путь: «расступись, моя могила; гроб, откройся; полно жить» , обосновывая свой выбор: «с милым вместе – всюду рай» , и бог идет ей
навстречу – он милосерден и верит в людей.
это переосмысление понятий рая, ада, бога человеком в сиюминутном страстном порыве: «что, родная, муки ада? что небесная награда? с милым вместе – всюду
рай; с милым розно – райский край безотрадная отрадная обитель. нет, забыл меня спаситель! ». здесь разница между человеческим и божественным понятием о
счастье. если божественное счастье – категория абсолютная, то требуемое людмилой – сиюминутное. это осознает мать людмилы, не ослепленная страстью: «дочь, воспомни смертный час; кратко жизни сей страданье; рай – смиренным воздаянье, ад – бушующим сердцам» , - и дает дочери разумный совет: «будь послушна небесам» . людмила, уже сделав выбор. она не слушает мать, и в итоге остается с любимым.
раскаялась ли людмила в своих безрассудных желаниях, увидев милого в гробу, хотя
вид его был ей «страшен» , но что бог сожалеет о ней, можно заключить с уверенностью: когда людмила, каменея, «пала мертвая на прах» , в небесах «стон и вопли» .
смерть людмилы («час твой бил, настал конец» ) не божественное наказание за ропот на создателя, но результат исполнения желания людмилы, человек вправе решать, но его решения безрассудны и обрекают его на вечную муку, тогда как судьба, данная богом, ведет к абсолютному счастью.
далее – в свете "людмилы" строки «здесь несчастье – лживый сон; счастье - пробужденье» являются не просто кратким повторением сюжета, но приобретают символический смысл: жизнь земная с ее как сон, а жизнь после смерти в
раю как пробуждение. т. е. обречение души людмилы на муки является закономерным
ответ:
объяснение:
эти две -замечательный пример того, как различно можно
представить один сюжет, оставляя, тем не менее, произведения
взаимодополняющими, хотя они могут читаться и как самостоятельные.
в обоих произведениях мотив мертвого жениха является основным, но
несет различную смысловую нагрузку.
в "людмиле" мертвый жених, увозящий девушку за собой в могилу – реальность,
в "светлане"-сон, не влияющий на действительность. т. е. композиционно рассматриваемый сюжет в «людмиле» - основной и единственный, в "светлане" – примерно рассказ в рассказе.
и там, и там, казалось бы, обстановка не из приятных: «мрачный лес» , ночь, престранное поведение жениха (в "людмиле" он говорит загадками о своем «уединенном доме» , в "светлане" вообще «бледен и унылый») . но в "светлане" появляется «голубочек белый» , классический символ чистоты, и уже
понятно, что участь светланы не будет так печальна, как людмилы.
по роли «голубочка» в происходящем (лишает силы угрожающего девушке мертвеца)
легко можно заключить о его противоположности силам тьмы, представленным
в образе мертвеца, и о близости к богу, об ангельской его природе (ведь он
появляется именно для спасения девушки, и он гораздо могущественнее мертвеца) .
но, если светлана сталкивается с силами и света, и тьмы, причем сама она ближе
к свету, то людмила практически по доброй воле отдается во власть дьяволу.
к тьме (в ад) людмилу ведет непокорность, противопоставление себя создателю
людмила сама выбирает себе путь: «расступись, моя могила; гроб, откройся; полно жить» , обосновывая свой выбор: «с милым вместе – всюду рай» , и бог идет ей
навстречу – он милосерден и верит в людей.
это переосмысление понятий рая, ада, бога человеком в сиюминутном страстном порыве: «что, родная, муки ада? что небесная награда? с милым вместе – всюду
рай; с милым розно – райский край безотрадная отрадная обитель. нет, забыл меня спаситель! ». здесь разница между человеческим и божественным понятием о
счастье. если божественное счастье – категория абсолютная, то требуемое людмилой – сиюминутное. это осознает мать людмилы, не ослепленная страстью: «дочь, воспомни смертный час; кратко жизни сей страданье; рай – смиренным воздаянье, ад – бушующим сердцам» , - и дает дочери разумный совет: «будь послушна небесам» . людмила, уже сделав выбор. она не слушает мать, и в итоге остается с любимым.
раскаялась ли людмила в своих безрассудных желаниях, увидев милого в гробу, хотя
вид его был ей «страшен» , но что бог сожалеет о ней, можно заключить с уверенностью: когда людмила, каменея, «пала мертвая на прах» , в небесах «стон и вопли» .
смерть людмилы («час твой бил, настал конец» ) не божественное наказание за ропот на создателя, но результат исполнения желания людмилы, человек вправе решать, но его решения безрассудны и обрекают его на вечную муку, тогда как судьба, данная богом, ведет к абсолютному счастью.
далее – в свете "людмилы" строки «здесь несчастье – лживый сон; счастье - пробужденье» являются не просто кратким повторением сюжета, но приобретают символический смысл: жизнь земная с ее как сон, а жизнь после смерти в
раю как пробуждение. т. е. обречение души людмилы на муки является закономерным