Девушке снится заснеженная поляна, тёмная река, ещё не скованная льдом. Через реку перекинут старый, хлипкий, полуразрушенный мостик:
Две жердочки, склеены льдиной,
Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток.
Автор не зря употребляет здесь слово «гибельный», так как после переправы события, описанные в сне Татьяны, несут пророческий роковой смысл для героев романа. После того как юная девушка окажется на противоположном берегу, ничего уже нельзя будет изменить. «Мост», ведущий из счастливой и мирной жизни, рухнет. Евгений Онегин и Владимир Ленский навсегда разойдутся. Впрочем, об этом чуть позже.
Переправиться через реку девушке медведь. После переправы начинается погоня:
Она, взглянуть назад не смея,
Поспешный ускоряет шаг,
Но от косматого лакея
Не может убежать никак.
В итоге силы Татьяны иссякают, и она падает в снег:
Упала в снег; медведь проворно
Её хватает и несёт;
Она бесчувственно-покорна
Не шевельнётся, не дохнёт.
Сцена очень показательна: Татьяна боится медведя, но, несмотря на это, доверяет страшному зверю, потому что Татьяна, уверена в том, что животное символизирует Евгения Онегина. Кто ещё может «преследовать» девушку, ведь это его образ ни на минуту не покидает её мысли и чувства. Безусловно, образ большого русского животного носит в романе символический характер.
Зверь приносит Татьяну Ларину в «шалаш убогой». За дверью слышны крики и звон посуды, «как на больших похоронах». За столом сидят чудовища. Всё это отдалённо напоминает именины Лариной.
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый…
Гости на празднике Татьяны ничуть не лучше этих чудовищ. Они нисколько не искренны. Их цель – показать себя, ещё и на других посмотреть, чтобы потом обсуждать новые истории, постепенно превращающиеся в сплетни и обрастающие новыми неправдоподобными деталями.
Тем временем существа на балу веселятся: смеются, пьют, гремят посудой. Вдруг они замечают несчастную Татьяну. Среди ужасных чудовищ оказывается предводитель. Это не кто иной, как наш Евгений! Онегин закрывает девушку от отвратительных существ. Когда появляется Ольга и Владимир Ленский, разгорается решающий спор:
Спор громче, громче: вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский…
Так писатель «предупреждает» читателя о грядущих страшный событиях, подогревая необычайный читательский интерес к свершившемуся во сне убийству (произойдёт оно, или это сон-пустышка?), ведь роман во времена Александра Сергеевича печатается отдельными главами, и читатели не скоро узнают о настоящей дуэли.
Сон - это раскрытая книга, в которой мы читаем и понимаем душевное состояние Татьяны, полное тревоги и предчувствия чего-то неизбежного и трагического. Вещий сон показывает привязанность девушки к русскому, настоящему, а не к французским романам, в которых рассказывается об идеальной любви. Здесь сон - это зеркало, отражающее до мельчайших деталей происходящее в реальном мире.
Девушке снится заснеженная поляна, тёмная река, ещё не скованная льдом. Через реку перекинут старый, хлипкий, полуразрушенный мостик:
Две жердочки, склеены льдиной,
Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток.
Автор не зря употребляет здесь слово «гибельный», так как после переправы события, описанные в сне Татьяны, несут пророческий роковой смысл для героев романа. После того как юная девушка окажется на противоположном берегу, ничего уже нельзя будет изменить. «Мост», ведущий из счастливой и мирной жизни, рухнет. Евгений Онегин и Владимир Ленский навсегда разойдутся. Впрочем, об этом чуть позже.
Переправиться через реку девушке медведь. После переправы начинается погоня:
Она, взглянуть назад не смея,
Поспешный ускоряет шаг,
Но от косматого лакея
Не может убежать никак.
В итоге силы Татьяны иссякают, и она падает в снег:
Упала в снег; медведь проворно
Её хватает и несёт;
Она бесчувственно-покорна
Не шевельнётся, не дохнёт.
Сцена очень показательна: Татьяна боится медведя, но, несмотря на это, доверяет страшному зверю, потому что Татьяна, уверена в том, что животное символизирует Евгения Онегина. Кто ещё может «преследовать» девушку, ведь это его образ ни на минуту не покидает её мысли и чувства. Безусловно, образ большого русского животного носит в романе символический характер.
Зверь приносит Татьяну Ларину в «шалаш убогой». За дверью слышны крики и звон посуды, «как на больших похоронах». За столом сидят чудовища. Всё это отдалённо напоминает именины Лариной.
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый…
Гости на празднике Татьяны ничуть не лучше этих чудовищ. Они нисколько не искренны. Их цель – показать себя, ещё и на других посмотреть, чтобы потом обсуждать новые истории, постепенно превращающиеся в сплетни и обрастающие новыми неправдоподобными деталями.
Тем временем существа на балу веселятся: смеются, пьют, гремят посудой. Вдруг они замечают несчастную Татьяну. Среди ужасных чудовищ оказывается предводитель. Это не кто иной, как наш Евгений! Онегин закрывает девушку от отвратительных существ. Когда появляется Ольга и Владимир Ленский, разгорается решающий спор:
Спор громче, громче: вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский…
Так писатель «предупреждает» читателя о грядущих страшный событиях, подогревая необычайный читательский интерес к свершившемуся во сне убийству (произойдёт оно, или это сон-пустышка?), ведь роман во времена Александра Сергеевича печатается отдельными главами, и читатели не скоро узнают о настоящей дуэли.
Сон - это раскрытая книга, в которой мы читаем и понимаем душевное состояние Татьяны, полное тревоги и предчувствия чего-то неизбежного и трагического. Вещий сон показывает привязанность девушки к русскому, настоящему, а не к французским романам, в которых рассказывается об идеальной любви. Здесь сон - это зеркало, отражающее до мельчайших деталей происходящее в реальном мире.