Просвещение – философское направление, возникшее в Англии и Франции (Д. Локк, В. Руссо, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо).
В эпоху Просвещения главная роль отводилась науке. Человек изучался как объективное природное существо и определялся с точки зрения его места в обществе и рода его занятий. Общество рассматривалось как машина, в которой нет незаменимых деталей (людей).
Суть просвещения в объединении идей, касающихся общественного устройства, морали, науки, культуры. Возникли идеи либерализма: общество должно «договариваться с властью», государство должно служить гражданам. Возникает теория естественного права человека: человек от природы – существо свободное, при рождении он наделяется естественными правами (право на жизнь и т. д.).
Романтизм – последнее европейское движение в культуре, возникшее как художественная реакция на социальную действительность, бурно развивающийся капитализм (эксплуатация, детский труд, эксплуатация женщин). Представлен во всех странах Европы и Америки (Д. Байрон, В. Гюго, Ф. Шеллинг, И. Фихте). В России к романтизму испытывали тяготение Ф. Тютчев, Ю. Лермонтов, А. Пушкин.
XVIII–XIX века связаны с ростом национального самосознания, особенно в России, – поиск идеала человека, нравственное совершенствование.
Романтизм пропагандирует идеалистическое отношение к природе. Мир не может быть понят как механизм. Окружающую природу нужно чувствовать. Большое значение придавалось воображению, интуиции. Ведущая роль отводилась человеку к созданию, а не постижению окружающей действительности. Романтики считали искусство, а не науку, высшим видом культуры. Главные условия – свобода творчества, гениальность. Ведущая идея – субъективность творчества (основа лирической поэзии), при условии которой человек выражает свое «Я» и внутренние скрытые духовные процессы.
Романтики не признавали общественного устройства, уравнивавшего людей. Считали, что каждый человек образует целостность общества, каждый народ являет собой индивидуальность и движется по своему пути.
Просвещение и романтизм
Просвещение – философское направление, возникшее в Англии и Франции (Д. Локк, В. Руссо, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо).
В эпоху Просвещения главная роль отводилась науке. Человек изучался как объективное природное существо и определялся с точки зрения его места в обществе и рода его занятий. Общество рассматривалось как машина, в которой нет незаменимых деталей (людей).
Суть просвещения в объединении идей, касающихся общественного устройства, морали, науки, культуры. Возникли идеи либерализма: общество должно «договариваться с властью», государство должно служить гражданам. Возникает теория естественного права человека: человек от природы – существо свободное, при рождении он наделяется естественными правами (право на жизнь и т. д.).
Романтизм – последнее европейское движение в культуре, возникшее как художественная реакция на социальную действительность, бурно развивающийся капитализм (эксплуатация, детский труд, эксплуатация женщин). Представлен во всех странах Европы и Америки (Д. Байрон, В. Гюго, Ф. Шеллинг, И. Фихте). В России к романтизму испытывали тяготение Ф. Тютчев, Ю. Лермонтов, А. Пушкин.
XVIII–XIX века связаны с ростом национального самосознания, особенно в России, – поиск идеала человека, нравственное совершенствование.
Романтизм пропагандирует идеалистическое отношение к природе. Мир не может быть понят как механизм. Окружающую природу нужно чувствовать. Большое значение придавалось воображению, интуиции. Ведущая роль отводилась человеку к созданию, а не постижению окружающей действительности. Романтики считали искусство, а не науку, высшим видом культуры. Главные условия – свобода творчества, гениальность. Ведущая идея – субъективность творчества (основа лирической поэзии), при условии которой человек выражает свое «Я» и внутренние скрытые духовные процессы.
Романтики не признавали общественного устройства, уравнивавшего людей. Считали, что каждый человек образует целостность общества, каждый народ являет собой индивидуальность и движется по своему пути.