Белинский в статье, посвященной комедии Грибоедова “Горе от ума”, заметил, что “трагическое” заключается “в столкновении естественного влечения сердца” с долгом, в “проистекающей из того борьбе и, наконец, победе или падении”. Человек, находящийся в трагическом положении, испытывает глубокие внутренние страдания, которые порождены не столкновениями с какими-то внешними силами, ставящими под угрозу его важнейшие интересы, а внутренними противоречиями и борьбой, возникающими в сознании, в душе человека.
Основные черты характера Печорина — “страсть к противоречиям” и раздвоенность личности. Противоречия проявляются во внешних обстоятельствах жизни героя: он называет себя “странствующим офицером с подорожной по казенной надобности”, “в черкесском костюме, верхом” он “больше похож на кабардинца, чем многие кабардинцы”. Что же касается его внутренних противоречий, то Печорин сам ощущает раздвоенность своей натуры, и ощущает трагически, хотя пытается это всячески скрыть. Как пишет в письме Вера, “никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном”. Вот как понимает сам Печорин свою раздвоенность: “Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...”
статье, посвященной комедии Грибоедова “Горе
от ума”, заметил, что “трагическое”
заключается “в столкновении естественного
влечения сердца” с долгом, в “проистекающей
из того борьбе и, наконец, победе или
падении”. Человек, находящийся в
трагическом положении, испытывает глубокие
внутренние страдания, которые порождены не
столкновениями с какими-то внешними силами,
ставящими под угрозу его важнейшие
интересы, а внутренними противоречиями и
борьбой, возникающими в сознании,
в душе человека.
Основные
черты характера Печорина — “страсть к
противоречиям” и раздвоенность личности.
Противоречия проявляются во внешних
обстоятельствах жизни героя: он называет
себя “странствующим офицером с подорожной
по казенной надобности”, “в черкесском
костюме, верхом” он “больше похож на
кабардинца, чем многие кабардинцы”. Что же
касается его внутренних противоречий, то
Печорин сам ощущает раздвоенность своей
натуры, и ощущает трагически, хотя пытается
это всячески скрыть. Как пишет в письме Вера,
“никто не может быть так истинно
несчастлив, как ты, потому что никто столько
не старается уверить себя в противном”. Вот
как понимает сам Печорин свою
раздвоенность: “Я взвешиваю, разбираю свои
собственные страсти и поступки с строгим
любопытством, но без участия. Во мне два
человека: один живет в полном смысле этого
слова, другой мыслит и судит его...”