Бунин И.А. (1870 - 1953). Своеобразие лирического повествования Бунина. Мотивы увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада, полемика вокруг повести «Деревня». Размышления о быстротечности человеческой жизни, тайнах мироздания, судьбе России. Обращение писателя к широким социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в прозе Бунина. Поэтичность женских образов. Бунинская концепция любви. Мастерство Бунина-новеллиста в книге «Темные аллеи». Своеобразие проблематики. Куприн А.И. (1870 - 1938). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира, мечты героини. Реальная жизнь деревни, ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Характер социально-нравственного конфликта: цивилизация и нравственность, природа и цивилизация, материальный комфорт и духовная полнота жизни. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова, пробуждение души Веры. Поэтика рассказа. Символическое звучание деталей в прозе Куприна.
Модернистские течения начала ХХ века
Появление новых эстетических тенденций в литературе.
Символизм. Философско-эстетические принципы: мистическое содержание, восприятие действительности как знака непознаваемого, идея Мировой Души, Вечной Женственности. Символ, его толкование, роль поэта в символизме, слово в символизме. Христианские мотивы в художественной практике символистов. Основные персоналии (Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, А. Белый и др.).
Футуризм. Футуризм как явление культуры. Призыв к разрыву с классической литературной традицией. Антибуржуазный пафос эстетического бунта. Творческое экспериментаторство. Идея самоценного, «самовитого» слова. Статус поэта в поэзии футуристов. Основные персоналии (И. Северянин, А. Крученых, В. Маяковский, В. Каменский, В. Хлебников и др.).
Акмеизм. Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как манифест акмеизма. «Цех поэтов» и акмеизм как литературное направление. Требование чистоты и ясности поэтического стиля. Идея диалога культур в творчестве акмеистов. Основные персоналии (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Кузьмин и др.).
Блок А.А. (1880 – 1921). Своеобразие поэтического мироощущения А. Блока. Блок и символизм. Лирическая трилогия поэта. Принцип циклизации. Духовная эволюция героя трилогии как история его любви. Сочетание материального и духовного в цикле «Стихи о Прекрасной Даме». Образ-символ Прекрасной Дамы и его культурные истоки. Образ героя, характер его пути к ней. Поэтика цикла: антитеза, музыка стиха и средства словесного искусства, ее создающие, слова-абстракции, образы-символы и др. Блок как поэт стихии (революция, любовь, природа). Столкновение реальности и романтической фантастики («Незнакомка»). Цикл «Снежная маска», основные образы, роль и особенности метафоры. Героиня цикла как олицетворение демонического мира хаоса. Любовь к жизни и радости земного бытия в цикле «Вольные мысли». Тема исторических судеб России, связей ее настоящего, будущего («Родина», «На поле Куликовом»). Революционные предчувствия Блока. Творчество А.Блока после Октябрьской революции. Поэма «Двенадцать», проблематика и поэтика. Полемика вокруг поэмы в современном литературоведении.
ответить на вопросы В долгу не останусь