Бой с барсом». анализ эпизода м. ю. лермонтова «мцыри»
перечитайте строфы 14-19, определите границы эпизода.
определите время и место действия, назовите участников события.
3. перед вами план, характеризующий развитие действия. найдите соответствия в тексте.
- мцыри видит барса, любуется противником (
- барс грызёт кость, не замечая человека (
- барс обнаруживает противника и готовится к нападению (
- зверь атакует. мцыри отражает удар и наносит ответный (
- новая схватка (
- последнее усилие барса (
- победа мцыри (
4. выделите в эпизоде экспозицию ( завязку ( кульминацию ( развязку (
5. какие мысли и чувства пробуждает в вас этот эпизод. подберите существительные или прилагательные, характеризующие эмоциональный фон отрывка, настроение героя (грусть, радость, веселье, тревога, спокойствие, напряжение, азарт, жестокость, доброта, восхищение, презрение, злоба; радостный, счастливый, тревожный, мятежный, беспокойный, озлобленный, азартный и т.
6. подберите заголовок, содержащий эмоциональную оценку данной сцены.
проанализируйте предложенные варианты: «грозная битва», «смертельный бой», «решающая схватка», «суровое испытание», «борьба за жизнь», «решающее сражение». найдите слова синонимы (см. примеры заголовков в №5), объясните их значение. какие из данных слов встречаются в тексте поэмы?
7. как в тексте характеризуются участники схватки? (мцыри, барс)
среди примеров найдите эпитеты, метафоры, перифраз, сравнения. сделайте выводы о характерах героев, их отношении друг к другу.
8. мог ли мцыри избежать битвы? почему он ждёт, когда зверь его заметит? почему эта схватка столь важна для героя? в чём он хочет убедиться? сделайте выводы о характере мцыри.
9. какие чувства по отношению к своему противнику испытывает мцыри? докажите по тексту. чем привлекает барс героя? какими качествами наделяет юноша своего противника?
10. почему именно эти качества вызывают восхищение мцыри? сравните свой ответ с третьей строфой поэмы. докажите, что мцыри — романтический герой. вспомните основные признаки романтизма.