Библейские главы в романе мастер и маргарита

ladiaginairina ladiaginairina    3   31.07.2019 08:50    1

Ответы
Neznayka133 Neznayka133  31.07.2019 08:50
Роман «мастер и маргарита» долго воспринимался читателями как произведение, состоящее из двух неравноценных частей, и даже многие критики и не сразу оценили и увидели глубокую взаимосвязь «московских» и «ершалаимских» глав. булгаков внимательно изучил традиции европейской , использовавшей библейские ассоциации и образы, особенно изображение дьявола. но ершалаим булгакова древнее и точнее, чем все предпринимавшиеся до тех пор попытки пересказать новозаветную . писатель изучал древнееврейские источники — , ветхий завет, талмуд, о чем свидетельствуют черновики романа и записи булгакова. он обращался к и археологической . поэтому так живо и ярко изображен древний город, люди, живущие в нем, атмосфера шумного, многоязычного праздника, проходящего в городе, которым правит человек, представляющий власть, чуждую по языку, культуре, религии, мировоззрению и традициям коренному населению. , знакомую всем по евангелию, булгаков сумел увидеть совершенно по-новому. и новизна не в том, что он отступает в чем-то от канонического сюжета. в его книге иешуа, понтий пилат, левий матвей, воланд — живые. это не только символы, не только оболочка религиозных догм, облеченных в форму доступной притчи. это характеры, личности, судьбы. не зря иешуа поражает пилата не чудесами, а странной философией. символично, хотя и похоже на чудо, исцеление прокуратора от головной боли. пилат спрашивает га-ноцри: «признайся, ты великий врач». но выздоровление не связано с какими-то сверхъестественными способностями подсудимого, это не чудо. и в то же время оно символично, хотя современная психология и медицина объясняют такие случаи без привлечения магии. дело в том, что мигрени прокуратора — плата за душевный разлад, за ненависть к чужому городу, которым он должен , да так, чтобы был доволен рим и чтобы не нарушить равновесие между оккупационными властями, интересами рима и местной властью, которая может , но может и спровоцировать жителей на проявление недовольства. и понтий пилат, измученный необходимостью соблюдать, как мы бы сейчас сказали, сил, «уходит» в боль, которая дает ему законную передышку, возможность не думать. а странный подсудимый, которого современные психологи назвали бы ярко выраженной харизматической личностью, приносит прокуратору то, чего он многие годы не знал: мир, душевный покой, согласие с самим собой. иешуа, созданный булгаковым, в ершалаимских главах лишен всяких атрибутов божественности. это нищий бродячий проповедник. сразу же намечено противоречие между евангельскими и «подлинной» . он не приехал в город на ослике, его не встречала восторженная толпа почитателей. иешуа — это сын божий, прошедший испытание в пустыне и отвергший искушения сатаны. он не будет творить чудеса, чтобы убедить народ в правильности той философии, которую он проповедует, не возьмет земную власть, потому что к истине не приходят из-под палки, по приказу и за компанию. постижение истины — дело личное, и все, что делает иешуа, — это говорит с людьми, обращаясь к тому, что считает важнейшим началом в каждом человеке. его единственный принцип, его кредо — нет злых людей, есть люди несчастливые. он хочет обратиться к доброму началу в каждом человеке. но реализм ситуации в том, что кроме ученика, который в романе только один, да и тот все «записывает неправильно», иешу никто не слышит, а те, что услышали, поняли его речь как призы к свержению власти римлян. и «сдали» безобидного и беззащ ного проповедника властям. заканчивается библейская прощением. прокуратор свободен, иешуа ждет его. и, как замечает воланд, может быть, они до чего-нибудь договорятся. а что же другой персонаж, попавший в эту своему странному, не понятому никем роману? мастер тоже свободен. наградой ему стал покой и погасая память, в которой не осталось никаких следов от мучений, пережитых им. с ним навсегда будет та, которая любила и страда ла, потому что «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит». но почему же мастера не взяли «туда, в свет»? левий матвей, посланник, отвечает так: «мастер не заслужил света, он заслужил покой. мастер сдался, он сломан, и даже чудо уже не может ничего исправить». библейские главы романа «мастер и маргарита» часто называют «романом в романе». но это не так. это не вставка, а гениальное изображение связи времен и сюжетов. всегда будут повторяться о предательстве и верности, о непонятых учителях и преданных, но бездарных учениках. не зря, когда левий матвей называет себя учеником иешуа, воланд отвечает: «нет, ты раб. ты только рабски повторяешь, причем не будучи в состоянии понять суть учения, а только следуя его букве». наверное, всегда, и это понимаем мы после прочтения романа. наказание определяет себе сам человек, когда совершает или не совершает поступки.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Литература