Читая роман тургенева “отцы и дети”, мы постоянно встречаем авторские характеристики и описания героев, ремарки автора и различные комментарии. следя за судьбами персонажей, мы чувствуем присутствие самого автора. автор глубоко переживает все то, о чем пишет. однако отношение его к происходящему в романе неоднозначно и не так уже просто, как это может показаться на первый взгляд. авторская позиция в романе проявляется в описаниях, прямых авторских характеристиках, комментариях к речи героев, в построении диалогов и ремарках. например, когда автор описывает мать базарова, он часто употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и эпитеты, говорящие нам о характере героини: “ кулачком свое круглое лицо, которому одутловатые, вишневого цвета губки и родинки на щеках и над бровями придавали выражение добродушное, она не сводила глаз с ” особым эпитетам и суффиксам мы понимаем, что автор относится к матери базарова с сочувствием, жалеет ее. иногда тургенев дает прямую характеристику своих персонажей. например, про павла петровича он говорит: “да он и был мертвец”. эти слова характеризуют павла петровича как человека, уже не способного на настоящие чувства; он уже не может духовно развиваться, продолжая познавать этот мир, а следовательно, не может и жить по-настоящему. во многих авторских ремарках тоже чувствуется отношение тургенева к своим героям. например, комментируя речь ситникова, автор пишет, что ситников “визгливо засмеялся”. здесь чувствуется явная авторская ирония, как и в других комментариях к речи двух псевдонигилистов — ситникова и кукшиной. однако если говорить о кульминационных моментах романа, о его главном герое — базарове, то здесь отношение автора однозначно определить нельзя. с одной стороны, автор не разделяет принципов своего героя, с другой — уважает в нем силу и ум. например, в описании смерти базарова чувствуется уважение автора к этому герою, ведь базаров не трусит перед лицом смерти, он говорит: “до сих пор не ” в споре между базаровым и павлом петровичем (а этот спор имеет важное значение для понимания идеи произведения) автор открыто не поддерживает ни одного из героев. автор как бы остается в стороне. с одной стороны, базарова в голословности павла петровича достаточно справедливы: “ вот уважаете себя и сидите сложа ”, с другой стороны, прав павел петрович, говоря о важности “чувства самоуважения”. как писал сам тургенев, “ столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы”, и, наверное, поэтому тургенев не встает на сторону ни одного из персонажей, хотя и уважает ум базарова и чувство самоуважения кирсанова. большое значение для понимания идеи романа имеет эпилог произведения. автор описывает в эпилоге могилу базарова и говорит, что цветы на могиле “говорят & lt; & gt; о вечном примирении и о жизни ”. я думаю, здесь имеется в виду то, что споры нигилистов и аристократов, “отцов” и “детей” вечны. именно из этих споров, столкновений, говорящих о развитии человечества и философской мысли, и состоит жизнь людей. надо сказать, что тургенев не дает нам явных ответов, он задает вопросы своему читателю, предлагая ему поразмышлять самому. эта кажущаяся неопределенность, за которой скрывается философское отношение автора к описываемым характерам и судьбам, есть не только в эпилоге. например, когда тургенев рассказывает о жизни матери базарова, он пишет: “подобные женщины теперь уже переводятся. бог знает — следует ли радоваться этому! ” как видим, автор избегает резких тонов в своих суждениях о персонажах. он предоставляет читателю право самому делать (или не делать) выводы. итак, автор романа “отцы и дети” — тургенев — не навязывает нам своей точки зрения на происходящее в произведении, он предлагает читателям отнестись к этому философски. весь роман воспринимается не как идейное руководство или хвала одному из героев, а как материал для размышлений.