В.Жуковский. МореЭлегия Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою. Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе?.. Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя - Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... И мгла исчезает, и тучи уходят, Но, полное тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него. 1822 г. 1.Т е м а: описание различных состояний морской стихии. 2. И д е я: внутренний мир человека такая же изменчивая стихия, как и море. Душа стремится к небу, а страсти возвращают к земному плену. 3. С р е д с т в а в ы р а з и т е л ь н о с т и: Олицетворение. Море описано глаголами, характеризующими человека: оно дышит, бьется, воет, терзает, скрывает, ласкает, любуется. Эпитеты: Описывают спокойное море: безмолвное, спокойное, лазурное. И штормящее: испуганные тучи, враждебная мгла. Недостижимое небо у поэта: далекое, светлое, ясное, возвращенное. Метафоры: необъятное лоно, напряженная грудь, светозарная лазурь. 4. С и н т а к с и с: Обращение к морю и два вопроса к нему усиливают эмоциональную связь лирического героя с морем. Анафора. Повторение слов "Безмолвное море, лазурное море, и предложения начинающиеся с "Ты" в 3 , в 12 и 13, 19 и 20 и в двух последних строфах акцентирует внимание на них. Инверсии: "Тревожною думой наполнено ты", "Иль тянет тебя из земныя неволи далекое, светлое небо к себе", "Обманчив твоей неподвижности вид". повышают выразительность. Многоточия останавливают плавность повествования и заставляют осмыслить сказанное перед переходом к новому образу. Но далее слова опять льются потоком. Предложения длинные, сложные, перетекающие из одной строфы в другую со множеством запятых, двоеточий. На 28 строф всего 4 точки
МореЭлегия
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
1822 г.
1.Т е м а: описание различных состояний морской стихии.
2. И д е я: внутренний мир человека такая же изменчивая стихия, как и море. Душа стремится к небу, а страсти возвращают к земному плену.
3. С р е д с т в а в ы р а з и т е л ь н о с т и:
Олицетворение. Море описано глаголами, характеризующими человека: оно дышит, бьется, воет, терзает, скрывает, ласкает, любуется.
Эпитеты: Описывают спокойное море: безмолвное, спокойное, лазурное. И штормящее: испуганные тучи, враждебная мгла. Недостижимое небо у поэта: далекое, светлое, ясное, возвращенное.
Метафоры: необъятное лоно, напряженная грудь, светозарная лазурь.
4. С и н т а к с и с:
Обращение к морю и два вопроса к нему усиливают эмоциональную связь лирического героя с морем.
Анафора. Повторение слов "Безмолвное море, лазурное море, и предложения начинающиеся с "Ты" в 3 , в 12 и 13, 19 и 20 и в двух последних строфах акцентирует внимание на них.
Инверсии: "Тревожною думой наполнено ты", "Иль тянет тебя из земныя неволи далекое, светлое небо к себе", "Обманчив твоей неподвижности вид". повышают выразительность.
Многоточия останавливают плавность повествования и заставляют осмыслить сказанное перед переходом к новому образу. Но далее слова опять льются потоком.
Предложения длинные, сложные, перетекающие из одной строфы в другую со множеством запятых, двоеточий. На 28 строф всего 4 точки