Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Наш век» было написано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно было названо Аксаковым в числе тех произведений, «где задушевные нравственные убеждения поэта высказываются в положительной форме, где открываются нам его положительные духовные идеалы». Это «истинный вопль души, разумеющей болезнь и тоску века».
Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его — лирический фрагмент, стиль — романтический. Исследователи называли стихотворение «эстетическим вариантом несостоявшейся молитвы».
Лирический герой с тоской размышляет о своем времени, веке безверия, тьмы, растления духа. Отсутствие веры разрушает в человеке его душу. Человек у Тютчева безмерно одинок, лишен возвышенных идеалов, подвержен рассудочности, прагматизму, гордыне. Поэтому герой исполнен тревоги за будущее человечества, стихотворение пронизано ощущением трагизма бытия:
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры — но о ней не просит…
Финальные строки стихотворения перекликаются с евангельской легендой об исцелении Христом отрока, одержимого немым духом. Отец отрока, отвечая на призыв Господа веровать, отвечает ему: «Верую, Господи моему неверию»! В стихотворении Тютчева же сама возможность искупительной молитвы отрицается, что, по мысли поэта, означает нравственный тупик, гибель всего человечества. Человеку него не к очищающей молитве:
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит пред замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!
Приди на моему неверью. »
Таким образом, герой Тютчева критически оценивает и век, и современное поколение.
Произведение построено на контрасте «наших дней» и идеала, заключенного в душе лирического героя, идеала, идущего из . Об этом идеале ничего не говорится, однако эта полярность подразумевается у Тютчева. Отсюда идет обилие антитез: «тень» — «свет», «безверие» — «вера», «не просит» — «жаждет». Категория времени определяет всю композицию стихотворения.
Стихотворение написано ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует немногочисленные средства художественной выразительности: метафору («дух растлился в наши дни», «безверием палим и иссушен»), анафору («И сознает свою погибель он, И жаждет веры — но о ней не просит…»). На лексическом уровне находим находим старославянизмы, выражения высокого стиля — «днесь», «жаждет веры».
Стихотворение мы можем рассматривать в русле философской и гражданской лирики Ф.И. Тютчева. К. Аксаков указывает на связь между стихотворениями «Памяти Жуковского», «Наш век», «Эти бедные селенья…», «Теперь тебе не до стихов…».
Общий мотив этих произведений — противостояние идеала и действительности, в них поэт критически оценивает свою эпоху, пишет о терпении и многострадальности русского народа.
Анализ Стихотворения Тютчева «Наш век».
Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Наш век» было написано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно было названо Аксаковым в числе тех произведений, «где задушевные нравственные убеждения поэта высказываются в положительной форме, где открываются нам его положительные духовные идеалы». Это «истинный вопль души, разумеющей болезнь и тоску века».
Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его — лирический фрагмент, стиль — романтический. Исследователи называли стихотворение «эстетическим вариантом несостоявшейся молитвы».
Лирический герой с тоской размышляет о своем времени, веке безверия, тьмы, растления духа. Отсутствие веры разрушает в человеке его душу. Человек у Тютчева безмерно одинок, лишен возвышенных идеалов, подвержен рассудочности, прагматизму, гордыне. Поэтому герой исполнен тревоги за будущее человечества, стихотворение пронизано ощущением трагизма бытия:
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры — но о ней не просит…
Финальные строки стихотворения перекликаются с евангельской легендой об исцелении Христом отрока, одержимого немым духом. Отец отрока, отвечая на призыв Господа веровать, отвечает ему: «Верую, Господи моему неверию»! В стихотворении Тютчева же сама возможность искупительной молитвы отрицается, что, по мысли поэта, означает нравственный тупик, гибель всего человечества. Человеку него не к очищающей молитве:
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит пред замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!
Приди на моему неверью. »
Таким образом, герой Тютчева критически оценивает и век, и современное поколение.
Произведение построено на контрасте «наших дней» и идеала, заключенного в душе лирического героя, идеала, идущего из . Об этом идеале ничего не говорится, однако эта полярность подразумевается у Тютчева. Отсюда идет обилие антитез: «тень» — «свет», «безверие» — «вера», «не просит» — «жаждет». Категория времени определяет всю композицию стихотворения.
Стихотворение написано ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует немногочисленные средства художественной выразительности: метафору («дух растлился в наши дни», «безверием палим и иссушен»), анафору («И сознает свою погибель он, И жаждет веры — но о ней не просит…»). На лексическом уровне находим находим старославянизмы, выражения высокого стиля — «днесь», «жаждет веры».
Стихотворение мы можем рассматривать в русле философской и гражданской лирики Ф.И. Тютчева. К. Аксаков указывает на связь между стихотворениями «Памяти Жуковского», «Наш век», «Эти бедные селенья…», «Теперь тебе не до стихов…».
Общий мотив этих произведений — противостояние идеала и действительности, в них поэт критически оценивает свою эпоху, пишет о терпении и многострадальности русского народа.
Объяснение: