В Одессе, в ссылке, Пушкин познакомился с красавицей, графиней Каролиной Собаньской. Но, как все курортные романы, и этот роман закончился, когда Пушкин вернулся в столицу.
Через несколько лет, уже после с Натали, Пушкин вдруг сходит с ума, бежит к Каролине и предлагает ей руку и сердце. Но прекрасная графиня отказывает поэту.. . Убитый горем Пушкин пишет стихотворение " Что в имени тебе моем ?", посвящает его Каролине и возвращается к своей невесте. И они никогда больше не встретились.. .
Философское стихотворение “Что в имени тебе моем? ” относится к так называемой медитативной лирике, носит характер глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни, размышлений о любви.
Что в имени тебе моем? -этот риторический вопрос не только не требует ответа, но и содержит утверждение, что в нем, в этом имени, - ничего для той, к кому обращены строки стихотворения и строки письма: “От всего этого у меня осталась лишь слабость выздоравливающего, одна привязанность, очень нежная, очень искренняя, - и немного робости, которую я не могу побороть”. Человеческая жизнь не бесконечна. Время безжалостно над человеческой жизнью: “Ваша душа.. . не встретит ее (душу поэта) в беспредельной вечности”.
И не случайно анафорическое утверждение: “оно умрет, оно оставит мертвый след”. Другая анафора: “что в имени.. . Что в нем?.. ”- приводит к той же горькой мысли о забвении, исчезновении. Ведь глагол “умрет” как раз и имеет значения: “исчезнет”,“перестанет звучать”.
Но читая стихотворение, вслушиваясь в ритм его строф, вдумываясь в значение эпитетов (печальной, ночной, глухом, мертвой, новых, мятежных, чистых, нежных) , мы начинаем понимать двойственность композиции. Категоричность утверждения: “Что в имени тебе моем? - Оно умрет”,- ослабевает. Возникает надежда на память, потому что только память противостоит уничтожающей силе времени.
Сравнения, которые использует поэт- волна и звук ночной, которые останавливают мгновение, и дают надежду, что ничто в мире не проходит бесследно. Продлить человеческую жизнь может только память, которая одна только побеждает время. И инверсия третьей части стихотворения: “воспоминаний чистых, нежных”-подтверждает эту надежду.
Союз “но”, с которого начинается четвертая часть стихотворения, вносит перелом в психологическое развитие стихотворения. В автографе Пушкина в альбоме графини Собаньской после этого союза стоит многоточие, то есть пауза. И эта пауза несет в себе глубокий смысл понять глубокий психологизм стихотворения.
В последних строках стихотворения, в отличие от предыдущих, употребляются глаголы настоящего времени, которые тоже усиливают надежду на память о чувстве пишущего в альбом, о сердце, в котором живет любимая, живет любовь к ней, живут смирение перед судьбой и бескорыстие по отношению к возлюбленной.
Но в день печали, в тишине, Произнеси его, тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я.. .
Власть самого высокого и прекрасного волнующего чувства - любви познал поэт - об этом и строки стихотворения, и строки письма: “Вам обязан я тем, что познал все, что есть самого судорожного и мучительного в любовйом опьянении, и все, что есть в нем самого ошеломляющего”.
Но, как все курортные романы, и этот роман закончился, когда Пушкин вернулся в столицу.
Через несколько лет, уже после с Натали, Пушкин вдруг сходит с ума, бежит к Каролине
и предлагает ей руку и сердце. Но прекрасная графиня отказывает поэту.. .
Убитый горем Пушкин пишет стихотворение " Что в имени тебе моем ?", посвящает его Каролине
и возвращается к своей невесте.
И они никогда больше не встретились.. .
Философское
стихотворение “Что в имени тебе моем? ”
относится к так называемой медитативной
лирике, носит характер глубокого раздумья
над проблемами человеческой жизни,
размышлений о любви.
Что в имени тебе моем? -этот
риторический вопрос не только не требует
ответа, но и содержит утверждение, что в нем,
в этом имени, - ничего для той, к кому
обращены строки стихотворения и строки
письма:
“От всего этого у меня осталась лишь слабость
выздоравливающего, одна привязанность,
очень нежная, очень искренняя, - и немного
робости, которую я не могу побороть”.
Человеческая жизнь не бесконечна. Время
безжалостно над человеческой жизнью: “Ваша
душа.. . не встретит ее (душу поэта) в
беспредельной вечности”.
И не случайно анафорическое утверждение:
“оно умрет, оно оставит мертвый след”.
Другая
анафора: “что в имени.. . Что в нем?.. ”-
приводит к той же горькой мысли о забвении,
исчезновении. Ведь глагол “умрет” как раз
и имеет значения: “исчезнет”,“перестанет звучать”.
Но читая
стихотворение, вслушиваясь в ритм его строф,
вдумываясь в значение эпитетов (печальной,
ночной, глухом, мертвой, новых, мятежных,
чистых, нежных) , мы начинаем понимать
двойственность композиции. Категоричность
утверждения: “Что в имени тебе моем? - Оно
умрет”,- ослабевает. Возникает надежда на
память, потому что только память
противостоит уничтожающей силе времени.
Сравнения,
которые использует поэт-
волна и звук ночной, которые останавливают
мгновение, и дают надежду, что ничто в мире
не проходит бесследно. Продлить
человеческую жизнь может только память,
которая одна только побеждает время.
И инверсия
третьей части стихотворения: “воспоминаний
чистых, нежных”-подтверждает эту надежду.
Союз “но”,
с которого начинается четвертая часть
стихотворения, вносит перелом в
психологическое развитие стихотворения. В
автографе Пушкина в альбоме графини
Собаньской после этого союза стоит
многоточие, то есть пауза. И эта пауза несет
в себе глубокий смысл понять
глубокий психологизм стихотворения.
В последних
строках стихотворения, в отличие от
предыдущих, употребляются глаголы
настоящего времени, которые тоже усиливают
надежду на память о чувстве пишущего в
альбом, о сердце, в котором живет любимая,
живет любовь к ней, живут смирение перед
судьбой и бескорыстие по отношению к
возлюбленной.
Но в день
печали, в тишине,
Произнеси
его, тоскуя;
Скажи: есть
память обо мне,
Есть в мире
сердце, где живу я.. .
Власть самого высокого и прекрасного волнующего
чувства - любви познал поэт - об этом и
строки стихотворения, и строки письма: “Вам
обязан я тем, что познал все, что есть самого
судорожного и мучительного в любовйом
опьянении, и все, что есть в нем самого
ошеломляющего”.