Анализ стихотворения а.а. фета весенний дождь по плану: название и автор· тема – о чем текст, основная мысль – как об этом рассказывает автор, как относится к тому, о чем рассказывает; какие образные картины, какие мысли возникают при чтении.· настроение стихотворения.· приемы выразительности, раскрыть тему, передать настроение, объяснить основную мысль.· какие строчки запомнились более всего и почему. 60 карл
Тема - стихотворение, как ясно из названия, посвящено весеннему дождю. Это то, что называется чистой лирикой, ведь пейзаж в стихотворении – это самоценность, созданная с приема словесного рисования. Интересно, что к этой же теме в 1908 году обратится Валерий Брюсов. Он также создаст реалистичную картину весеннего дождя, при этом его произведение будет во многом перекликаться со строками, написанными Фетом.
Композиция - Рисуя картину весенней природы, Фет использует одночастную композицию: все три строфы последовательно раскрывают одну тему.
Все начинается с повседневной, будничной картины, которую поэт описывает широкими мазками: первая строфа стихотворения создает фон и задает тон произведения. Кажется, что о предстоящем дожде ничего не напоминает – даже солнце не успело спрятаться за тучами. При этом поэт использует народную примету, показывая купающегося в пыли воробья, который, как известно, предвещает осадки.
Далее композиция продолжается картиной изменившегося мира – становится очевидно, что дождь идет буквально стеной, так что наблюдатель видит необычную картину – сотканную из воды и солнечного света “завесу”, которая полупрозрачной ширмой отделяет виднеющеюся вдали лесную опушку.
Наконец, третья строфа, которая должна была бы получиться прозаической и неприметной, поскольку дождь уже начался и на землю спустилась серая пелена, по мановению волшебного слова поэта окрашивается в весенние тона и кажется теплой и радостной. Капли умиротворенно барабанят по свежим листьям – действительно прекрасная картина.
Жанр -Это пейзажная лирика в чистом виде, когда все три строфы посвящены только теме природы – тому, как яркость солнечного весеннего дня сменяется дождем. Этот любимый Фетом жанр удавался ему лучше всего. Эта поэтическая зарисовка показывает, как тонко поэт мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах.
Четырехстопный ямб использован для ее создания с умыслом – этот стихотворный размер автору передать радостное настроение.
Средства выразительности -Фет использует простые синтаксические конструкции, и средства выразительности также не отличаются сложностью. Это ярко выделяет произведение в ряду пейзажных зарисовок. Итак, поэт использует:
Эпитеты – “золотая пыль”, “душистый мед”.
Метафоры – “солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.
Олицетворение – “воробей купается”, “опушка стоит”.
При этом художественные средства играют скорее вс роль. Главная отведена глаголам, которые делают повествование динамичным, показываю движение, так что читатель как будто видит нарисованные перед его мысленным взором картинки.
Особую роль в произведении играют наречия. Их всего два, но они очень значимы, ведь “еще” указывает на то, что читатель видит – это временное явления, а “уж” говорит о том, что дождь совсем рядом.
Наконец, благодаря ассонансу и аллитерации поэт передает эмоциональное настроение наблюдателя, показывает, что лирический герой умиротворен и доволен, он ощущает полноту и радость существования.