АНАЛИЗ СТИХА ПО ПЛАНУ(необязательно все пункты, можно хотябы половину) СТИХ:
Солнце Истины
Жду Тебя напрасно я
И в метель, и в дождь.
Солнце моё Ясное,
Скоро ль Ты взойдёшь?
Душу исцелило бы,
Заглушило б крик.
Солнце моё милое,
Покажись на миг.
Всматриваюсь пристально,
Но просвета нет.
Радость моя чистая,
Невечерний Свет.
Нет, не понапрасну я
Так молил судьбу, —
Встало Солнце Ясное,
Осветило путь.
Так восстань, душе моя,
Умолчи от слёз.
С нами Солнце Истины —
ИИСУС ХРИСТОС.
ПЛАН:
1. Определить тему, проблематику, идею поэтического текста.
2. Определить "принадлежность" чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении по отношению к чему: к истории? конкретному человеку? социуму и т.д.
3. Лирический герой – каков он? (Умиротворённый? Воинственный? Меланхоличный? Нейтральный? Эмоциональный? И др.)
4. Какова его позиция по отношению к проблеме?
А) активная или пассивная
Б) Созидательная или разрушительная
В) Ироническая или серьёзная
Г) В каких цитатах проявляется его позиция?
5. Определить предмет описания и его связь с поэтической идеей
А) Прямая или косвенная.
Б) стандартная или оригинальная
6. Является ли стихотворение исповедальным или несёт в себе характер проповеди? Почему? Докажите.
7. Определить композицию лирического произведения (см. виды композиции)
8. Определить своеобразие использования изобразительных средств автором
А) активное или скупое
Б) Характерное для этого литературного направления или характерное для индивидуальной поэтики автора?
9. Найти и определить следующие тропы и фигуры, если есть, и их функцию в стихотворении:
А) метафору – нелогичное снавнение
Метонимию – «три тарелки супа съел» (но съел суп, а не тарелки)
Аллегорию -
Б) гиперболу – преувеличение как в байках
Литоту - как гипербола, но преуменьшение градацию
В) рефрен – слова через точку
Анафору – вроде когда повторяется первая часть предложения в нескольких предложениях
эпифору – повторяется конечная часть предложений в нескок предложениях.
Г) парцелляцию – разброс предложения на части
Инверсию
Анжамбеман – строки разной длины но не точно
Эллипсис – заменение слова тире
Д) аллитерацию
Ассонанс
какофонию
Е) антитезу – противопоставление
Хиазм
Параллелизм
Градация – нарастание или снижение
Гипертроп – несколько тропов или приемов в предложении
10. Определить лексический рисунок
Смотрим на общий массив лексики и после этого определяем, какова она
А)- нейтральная в общем или окрашенная экспрессивными словами (высокими или низкими)
Б) - общеупотребительная или НЕ общеупотребительная
В) Если в тексте есть НЕ общеупотребительная лексика, определяем её «статус» (просторечие, вульгаризмы, сленг, жаргон, академизмы, американизмы, профессионализмы и др.).
Г) Высокая поэтическая лексика (старославянизмы, церковнославянизмы, архаизмы, историзмы).
С какой целью автор использует данную лексику? В чём их функция?
11. Определить ритмику
А) однородная – неоднородная
Б) Если есть сбой, то чем он связан?
12. Определить смысловую интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику). На каких речевых фрагментах автор делает смысловой акцент? Почему?
13. Есть ли в стихотворении конфликт? Между кем и кем? Доказать.
а) Человек против человека (частный конфликт)
Б) человек против общества (романтический конфликт)
В) Внутриличностный конфликт (внутри человека борются 2 противоположности, Добро и зло, Бог против дьяв.), праведные поступки или грех
Г) Между разными представителями общества (социально-бытовой)
Д) Любовный конфликт
Е) Идейный (между представителями разных философских течений или политических течений или сторон в войне)
12) Определить элементы сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
14) Определить жанр и форму стихотворения.
15) Наличие отсылок (аллюзий и реминисценций) на исторические события, на (не) художественные произведения других авторов, скрытых в тексте или, наоборот, открыто цитируемых.
16) Ваши претензии – как читателя – к произведению как к итоговому результату поэта. Ваша конструктивная критика.
17) Ваше личное отношение к заявленной проблеме в произведении