в первой части («пролог») яркими штрихами очерчены отношения к борису высшего, родовитого боярства и простого народа. в речах коварного, злобного, но трусливого василия шуйского чувствуется затаенная скрытая злоба именитых бояр против бориса, этого всесильного «выскочки», готового шагнуть на царский престол.
какая честь для нас, для всей руси!
вчерашний раб, татарин, зять малюты,
зять палача и сам в душе палач,
возьмет венец и бармы мононаха!
чувствуется, что здесь, в среде этой аристократии, уже зреет заговор против годунова, хотя он не успел еще и сесть на престол. собеседник шуйского, простодушный воротынский, на наших глазах делается врагом годунова, этой хитрой речи шуйского.
отношение народа к избранию
участие народа в избрании бориса на царство представлено чисто пассивным, бессознательным. очевидно, сторонники годунова собрали толпу, ему сочувствующую; к ней примкнули, отчасти из любопытства, отчасти из страха люди, совсем не заинтересованные в деле годунова. в этой пестрой толпе нет единого сердца, нет единой души. приводя разговоры, ведущиеся в задних рядах этой толпы, пушкин дает понять, что эта толпа ненадежна, и «избрание» сделано не ею, а группой бояр. царь выбран энергии сторонников, но не голосом народа.
речь бориса
но вот появляется перед нами и сам новоизбранный царь. он говорит красивую речь, в которой обращается к патриарху, боярству, народу.
ты, отче патриарх, вы все, бояре!
обнажена душа моя пред вами:
вы видели, что я приемлю власть
великую со страхом и смиреньем!
сколь тяжела обязанность моя!
да правлю я во славе свой народ,
да буду благ и праведен.
ложь как основа всей жизненной трагедии бориса
мы не знаем, искренне или лживо говорит годунов, стоит ли перед нами действительно растроганный человек, или ловкий лицемер; нам ясно лишь одно – что это речь человека. если борис думает обмануть своих слушателей, то тот, кто подслушал разговор шуйского с воротынским, народные толки на девичьем поле, скажет, что обманывается при этом сам годунов, искусный лицемер. если же борис не лицемерит, если он искренне говорит о себе, как о народном избраннике, то заблуждение его выступает еще ярче. поэтому речь царя, полная мира и любви, полная таких светлых надежд, оставляет в нас тяжелое, тревожное впечатление. царь говорит:
да правлю я во славе свой народ
да буду благ и
нам же слышатся в это время злобные речи шуйского, слышится смех народной
великий обман – таково общее впечатление, оставляемое в нас и сценой, где выступают бояре, и сценой, где действует народ, и речью царя. семя лжи, посеянное самым избранием бориса, рано, или поздно взойдет.
ответ:
в первой части («пролог») яркими штрихами очерчены отношения к борису высшего, родовитого боярства и простого народа. в речах коварного, злобного, но трусливого василия шуйского чувствуется затаенная скрытая злоба именитых бояр против бориса, этого всесильного «выскочки», готового шагнуть на царский престол.
какая честь для нас, для всей руси!
вчерашний раб, татарин, зять малюты,
зять палача и сам в душе палач,
возьмет венец и бармы мононаха!
чувствуется, что здесь, в среде этой аристократии, уже зреет заговор против годунова, хотя он не успел еще и сесть на престол. собеседник шуйского, простодушный воротынский, на наших глазах делается врагом годунова, этой хитрой речи шуйского.
отношение народа к избранию
участие народа в избрании бориса на царство представлено чисто пассивным, бессознательным. очевидно, сторонники годунова собрали толпу, ему сочувствующую; к ней примкнули, отчасти из любопытства, отчасти из страха люди, совсем не заинтересованные в деле годунова. в этой пестрой толпе нет единого сердца, нет единой души. приводя разговоры, ведущиеся в задних рядах этой толпы, пушкин дает понять, что эта толпа ненадежна, и «избрание» сделано не ею, а группой бояр. царь выбран энергии сторонников, но не голосом народа.
речь бориса
но вот появляется перед нами и сам новоизбранный царь. он говорит красивую речь, в которой обращается к патриарху, боярству, народу.
ты, отче патриарх, вы все, бояре!
обнажена душа моя пред вами:
вы видели, что я приемлю власть
великую со страхом и смиреньем!
сколь тяжела обязанность моя!
да правлю я во славе свой народ,
да буду благ и праведен.
ложь как основа всей жизненной трагедии бориса
мы не знаем, искренне или лживо говорит годунов, стоит ли перед нами действительно растроганный человек, или ловкий лицемер; нам ясно лишь одно – что это речь человека. если борис думает обмануть своих слушателей, то тот, кто подслушал разговор шуйского с воротынским, народные толки на девичьем поле, скажет, что обманывается при этом сам годунов, искусный лицемер. если же борис не лицемерит, если он искренне говорит о себе, как о народном избраннике, то заблуждение его выступает еще ярче. поэтому речь царя, полная мира и любви, полная таких светлых надежд, оставляет в нас тяжелое, тревожное впечатление. царь говорит:
да правлю я во славе свой народ
да буду благ и
нам же слышатся в это время злобные речи шуйского, слышится смех народной
великий обман – таково общее впечатление, оставляемое в нас и сценой, где выступают бояре, и сценой, где действует народ, и речью царя. семя лжи, посеянное самым избранием бориса, рано, или поздно взойдет.
объяснение: