Анализ рассказа Чехова "Восклицательный знак".

Кей121 Кей121    3   25.11.2021 15:05    37

Ответы
Vasya789 Vasya789  25.11.2021 15:10

Если в рассказе «Смерть чиновника» менталитет чиновника разрушает человека, а в рассказе «Толстый и тонкий» этот менталитет не изменяется, произведение «Восклицательный знак: Святочный рассказ» (1885) в юмористическом ключе рассказывает о том, как человек, до определенной степени освобождаясь от чиновничьего менталитета, обретает внутреннюю свободу.

Фабула рассказа основана на том, что человеку свойственно выражать чувства. Чиновнику Перекладину собеседник говорит, что он ставит знаки препинания «бессознательно» (4, 264). Последовательно Перекладин видит в ночных видениях запятые, точки, точки с запятыми и двоеточия, которые необходимо ставить в официальных документах. На этом фоне в рассказе появляется новеллистический поворот, и возникает вопрос: где ставить восклицательный знак? До сих пор Перекладин никогда не ставил его. В связи с этим герой ощущает, что ему чего-то не хватает. «Он весь обращается в негодование и злобу» (4, 265). Затем, узнав от жены, что с восклицательного знака выражаются чувства, он думает: «Да нешто в бумагах нужны чувства? Их и бесчувственный писать может…» (4, 265). Далее Перекладин видит «рожу юноши-критика» из восклицательного знака, который он представляет, и ему становится плохо (4, 267). Ситуация обиды на собеседника дает Перекладину понять, что на службе он не может вести себя как человек, поскольку там у него нет возможности выразить свои чувства. Он везде видит восклицательные знаки, «и все это говорило ему о восторге, негодовании, гневе…» (4, 268). Когда он едет поздравить своего начальника, то думает: «Пойду сейчас к начальству расписываться… а разве это с чувствами делается? Так, зря… Поздравительная машина…» (4, 268). В конце концов, в тот момент, когда он расписывается, он ставит три восклицательных знака: «Он восторгался, негодовал, радовался, кипел гневом» (4, 268).

Даже если здесь унижение не очень серьезно и глубоко, тем не менее, высказывания собеседника о Перекладине сделаны публично, и они нелицеприятны. Конфликт между Перекладиным и его собеседником (в основном во внутреннем монологе Перекладина) указывает на проблему классовых различий и, тем самым, на социальность человека. По признаку происхождения и образования люди могут быть «критиками» (4, 265) других, стоящих ниже на социальной лестнице, а те вынуждены вести себя «кротко» (4, 265). Помимо того, конфликт демонстрирует, что чиновники невысокого чина вынуждены исполнять чисто «машинальную» работу (4, 264–265). Но в финале рассказа, ставя восклицательные знаки, по крайней мере на один миг «маленький человек» Перекладин выходит за рамки своего положения, преодолевая свою кротость, и показывает, что он не машина. Это подчеркивают его финальные слова: «На тебе! На тебе!» (4, 268). Важную роль в рассказе играет расширение языковых возможностей главного героя. Впервые ставя восклицательные знаки, Перекладин преодолевает состояние «пишущей машины» (4, 267) и приобретает возможность выразить свои чувства. По мнению Чехова, это показывает, что человек часто ведет себя как машина, но у него есть возможности изменить свое поведение.

Началом внутреннего освобождения главного героя становится его высмеивание. По случаю предрождественской вечеринки высказывается «много сожалений, упреков и даже насмешек по поводу низкого уровня» (4, 264) образования чиновников. Затем, когда Перекладин видит перед собой восклицательный знак, тот «насмешливо» мигает ему (4, 267). По подобию теории Х. Плеснера о том, что «эмансипация средств» вызывает смех, текст, его правописание и знаки препинания в нем для Перекладина являются не средством выражения какого-либо содержания, а опустошенной формальностью. Высмеивание связано с тем, что человеческое, превращающееся в машинальное, может быть смешно[112]. Однако, в отличие от концепции Х. Плеснера, здесь за рамки своего положения выходит не тот, кто смеется[113], а наоборот, тот, над кем смеются. Именно насмешки других заставляют Перекладина задуматься о своих чувствах, выразить их и при этом почувствовать восторг, негодование, радость и гнев (4, 268). Иначе говоря, смеховое начало в этом рассказе движет фабулой, и смех как средство для разоблачения машинальности ее преодолеть.

Характерна для рассказа тесная связь между чувством и его телесным выражением. Это заложено уже в названии «Восклицательный знак», который используется только при выражении чувств (4, 266–267). У Перекладина, когда он не знает, для чего нужен восклицательный знак, болит голова, появляется холодный пот на лбу, ему «холодно, точно он заболел тифом» (2, 267). Затем он ставит не один восклицательный знак, а сразу три, при этом «надавливая на перо» (4, 268). В этом внешнем выражении своих чувств он находит душевный покой. Это показывает, насколько в художественной антропологии Чехова душевные чувства влияют на телесное самоощущение человека, а также нуждаются в телесном выражении.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
sofiy12grazdovskava sofiy12grazdovskava  19.01.2024 20:41
Ваш запрос на анализ рассказа Чехова "Восклицательный знак" требует достаточно подробного и обстоятельного ответа. Давайте начнем с общей информации о самом рассказе.

"Восклицательный знак" - это рассказ Антона Чехова, опубликованный в 1884 году. В нем рассказывается история о семье Поносовых, которые привозят свою дочь, Машу, к театру в надежде на брак или любовные приключения.

В пошаговом анализе рассказа "Восклицательный знак" можно выделить следующие ключевые моменты:

1. Введение и представление главных персонажей:
Рассказ начинается с описания семьи Поносовых. Мы знакомимся с отцом, мамой и Машей, и узнаем, что семья посещает театр, чтобы найти для Маши мужа.

2. План посещения театра:
Поносовы составляют подробный план, чтобы привести Машу их дочь в контакт с актером-известностью и его другом Валишинским.

3. Встреча с актерами:
Поносовы предпринимают несколько попыток встретиться с актерами и вызывают различные ситуации, чтобы завершить свою миссию.

4. Отказ от театральных планов:
В конце рассказа мы узнаем, что Маша потеряла интерес к актеру и его другу. Она уже влюблена в молодого гарнизонного офицера.

Теперь, чтобы сделать анализ рассказа понятным для школьника, давайте разберем каждый из этих моментов более подробно.

1. Введение и представление главных персонажей:
В самом начале рассказа, автор описывает семью Поносовых и подробности их жизни. Хотя они не богатые, они всегда стремятся попасть в общество и найди находиться в элитной компании. Маша, их дочь, является рассказчиком и главной героиней нашей истории.

2. План посещения театра:
Главное желание Поносовых - выйти замуж за богатого и знаменитого актера. Они составляют план, как привести Машу в контакт с актером, и это отдельный насыщенный момент рассказа.

3. Встреча с актерами:
Поначалу, Поносовы не могут найти возможность встретиться с актером, и поэтому они придумывают различные ситуации, дабы пересечься. Когда они, наконец, встречаются с актером и его другом Валишинским, Маша начинает чувствовать к ним некоторое разочарование.

4. Отказ от театральных планов:
В конце рассказа, Маша признается в своей любви к молодому офицеру, у которого она видела глаза блестящие как "восклицательные знаки". Благодаря этому она теряет интерес к актерам, и рассказ заканчивается на этой ноте.

Надеюсь, этот анализ рассказа "Восклицательный знак" помог Вам в понимании основного сюжета и ключевых моментов рассказа. Если у Вас есть еще какие-либо вопросы, не стесняйтесь задавать!
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Литература