Анализ 3-й картины сказки «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака.
Героями 3й картины являются падчерица и мачеха со своей дочерью. Разберем эти образы подробно.
Образ падчерицы
Падчерица – неродная, приемная дочь. Главными героями сказки можно считать Падчерицу, 12 месяцев, мачеху и ее дочь, Королеву, а все остальные герои являются второстепенными и эпизодическими.
В сказке непрерывно сражаются добрые и злые силы. Добрую Падчерицу без конца мучила злая мачеха, которая заставляла ее выполнять домашние дела, унижала ее. Однако, в конце произведения зло наказывается – старуху и ее дочь двенадцать месяцев обращают в собак, поскольку они постоянно ругались, как собаки.
Сказка “Двенадцать месяцев” тесно связана с народным фольклором.
Падчерица символизирует собой все лучшие женские качества на Руси: доброту, трудолюбие, скромность, вежливость, честность, терпение, самопожертвование.
Она тесно связана с природным началом, понимает язык животных, восхищается красотой леса. Это искренняя, открытая девушка может проявить твердость и пойти на смерть, чтобы сберечь доверенную тайну.
Именно ей природа приходит на являя настоящие чудеса. Сказка показывает, как любовь и огромное уважение ко всему окружающему преобразить мир вокруг и самого человека. В конце истории падчерицу наряжают в новые одежды, вышитые серебром.
Но даже преобразившись, она продолжает сочувствовать своим врагам, приходит им на узнает, как вернуть прежний облик мачехе с дочкой, подвозит королеву, хотя та хотела ее казнить). Именно к этому нравственному эталону призывает нас стремиться автор.
Мачеха и дочка
Мачеха – неродная, приемная мать. Во многих сказках главной героиней становится добрая, кроткая сиротка. Злая мачеха и ее избалованная дочь постоянно обижают девушку, но она не держит на них зла. Эта народная традиция четко в сказке Маршака “Двенадцать месяцев”.
Мачеха и ее дочь меркантильны. Ради богатства они погубить падчерицу, пойти на ложь, предательство. Даже между собой героини постоянно ссорятся. Дочь готова послать мать в сильнейшую метель искать подснежники без всякого угрызения совести.
Маршак показывает, что такое отношение к людям ведет к серьезным проблемам. В сказке отрицательный персонаж обязательно наказывается. Мир бумерангом возвращает человеку и добро, и зло. Эгоистичные мотивы никогда не приводят к счастью.

Д/З
Во Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу старуха-мать и дочь? Какие реплики это доказывают?
– Объясните значение слова «мачеха».
– Как дочь и мать относятся к падчерице? Из каких слов сказки это видно?
Попробуем сопоставить один и тот же эпизод в прозаическом и драматическом вариантах сказки.
В прозаическом варианте, когда мачеха посылает падчерицу в лес за подснежниками, девочка думает: «Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники. Только пропадешь, увязнешь в сугробах». Но она не осмеливается перечить мачехе – плачет, кутается в рваный платок и идет.
А вот этот же эпизод в пьесе:
Падчерица. Да какие же теперь подснежники – ведь зима!
Мачеха. Весною-то за подснежниками не золотом платят, а медью!
Падчерица. Не пойду!
Дочка. А что же – мне вместо тебя в лес идти?
Падчерица. Да ведь не мне золото нужно!
Во В чем разница данных вариантов?
Вывод:
– Кто из героев первого действия воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла?
– Охарактеризуйте, в чем сходны, в чем различны героини, олицетворяющие зло?​

wikawolchkowa wikawolchkowa    1   10.04.2020 07:29    2

Другие вопросы по теме Литература