6 класс. Литература Контрольная работа № 6 по произведениям поэтов XIX века
 1. Что лежит в основе лирики Ф. И. Тютчева?
 а) обращение к религиозным образам,
 б) созерцание природы,
 в) проникновение в духовный противоречивый мир человека.
 2. Какое промежуточное состояние природы изобразил Ф. И. Тютчев в стихотворении «Неохотно и несмело…»?
 а) переход от лета к зиме,
 б) переход от осени к зиме,
 в) переход от зимы к весне.
 3. Какой прием использует автор при написании строчек: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля»?
 а) сравнение,
 б) олицетворение,
 в) эпитеты.
 4. Какую мысль хочет донести Ф.И. Тютчев до читателей, изображая в одном стихотворении коршуна и человека («С поляны коршун поднялся…»)?
 а) мысль о невозможности соединения человека и природы,
 б) мысль о невозможности человека подняться в небо,
 в) мысль о противоречивости человеческих взаимоотношений.
 5. Определите рифмовки в стихотворении Ф.И. Тютчева «Листья».
 Пусть сосны и ели
 Всю зиму торчат,
 В снега и метели,
 Закутавшись, спят.
 а) парная,
 б) перекрестная,
 в) опоясывающая.
 6. Укажите название приема?
 Их тощая зелень,
 Как иглы ежа,
 Хоть ввек не желтеет…
 а) сравнение,
 б) олицетворение,
 в) метафора.
 7. Укажите название приема?
 О буйные ветры,
 Скорей, скорей!
 Скорей нас сорвите
 С докучных ветвей!
 а) анафора,
 б) повтор,
 в) риторический вопрос.
 8. Что вынес А.А. Фет из детства?
 а) тупость учителей, суровость отца, беззащитность матери,
 б) воспоминания о вечерах, проведенных в кругу семьи за чтением сказок,
 в) увлекательные занятия иностранными языками, переводами.
 9. Как называется изобразительное средство, основанное на скрытом сравнении («Еще майская ночь»)?
 Все звезды до единой
 Тепло и кротко в душу смотрят вновь…
 а) олицетворение,
 б) метафора,
 в) сравнение.
 10. Назовите изобразительное средство («Учись у них - у дуба, у березы…»).
 Для ясных дней, для новых откровений
 Переболит скорбящая душа.
 а) эпитеты,
 б) олицетворения,
 в) сравнения.
 11. О чем стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
 а) о декабристах и их женах,
 б) о нелегкой судьбе бедного крестьянства,
 в) о тяжелейшем каторжном труде рабочих.
 12. Кого в стихотворении «Железная дорога» Н.А. Некрасов называет «царем»?
 а) действующую власть,
 б) генерала,
 в) голод.
 13. В стихотворении «Железная дорога» картины природы противопоставлены человеческим отношениям. Как называется прием?
 а) антитеза,
 б) анафора,
 в) аллитерация.
 14. Что означают слова: «Божии ратники, мирные дети труда»?
 а) тех, кто трудился на железной дороге, уже нет в живых,
 б) Бог на стороне тех, кто мирно и честно трудился,
 в) рабочие молча и спокойно трудятся на благо Родины.
 15. Что думает о народе генерал?
 а) народ создавать что-то прекрасное,
 б) народ не на честный труд, он ленив,
 в) народ не создать ничего прекрасного, он - разрушитель.
 16. Какую мысль хочет донести автор до ребенка?
 а) именно простой народ создает богатства, которыми гордится страна,
 б) народ только тогда добивается результата, когда им управляет сильный и жесткий человек,
 в) богатства создаются путем заимствования идей у других государств.
 17. Какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»?
 Ваня (в кучерском армячке). Папаша! Кто строи эту дорогу?
 Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
 12. Кого в стихотворении «Железная дорога» Н.А. Некрасов называет «царем»?
 а) действующую власть,
 б) генерала,
 в) голод.
 13. В стихотворении «Железная дорога» картины природы противопоставлены человеческим отношениям. Как называется прием?
 а) антитеза,
 б) анафора,
 в) аллитерация.
 14. Что означают слова: «Божии ратники, мирные дети труда»?
 а) тех, кто трудился на железной дороге, уже нет в живых,
 б) Бог на стороне тех, кто мирно и честно трудился,
 в) рабочие молча и спокойно трудятся на благо Родины.
 15. Что думает о народе генерал?
 а) народ создавать что-то прекрасное,
 б) народ не на честный труд, он ленив,
 в) народ не создать ничего прекрасного, он - разрушитель.
 16. Какую мысль хочет донести автор до ребенка?
 а) именно простой народ создает богатства, которыми гордится страна,
 б) народ только тогда добивается результата, когда им управляет сильный и жесткий человек,
 в) богатства создаются путем заимствования идей у других государств.
 17. Какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»?
 Ваня (в кучерском армячке). Папаша! Кто строи эту дорогу?
 Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
                                                                                                
                            
                            
                            
                                
                            
                            
                                
                            
                            
                            
                         
                    
Пояснение: В лирике Ф. И. Тютчева основное внимание уделяется внутренним переживаниям и состояниям души человека. Его стихи отражают сложность и противоречия человеческих чувств и мыслей.
2. В стихотворении «Неохотно и несмело…» Ф. И. Тютчев изобразил переход от осени к зиме (вариант б).
Пояснение: В стихотворении описывается переходный период между осенью и зимой, когда природа ещё не полностью погружена в зимнюю спячку, но уже сменила своё осеннее настроение на более сдержанное и холодное.
3. При написании строчек "солнце смотрит на поля", "принахмурилась земля" автор использует прием олицетворения (вариант б).
Пояснение: Олицетворение - это литературный прием, при котором неодушевленные предметы наделяются человеческими качествами или действиями. Здесь, солнце и земля описываются так, как будто они обладают способностью смотреть и принимать определенные выражения лица.
4. Ф. И. Тютчев, изображая в стихотворении «С поляны коршун поднялся…», хочет донести мысль о противоречивости человеческих взаимоотношений (вариант в).
Пояснение: В данном стихотворении автор сравнивает коршуна - птицу свободы и природы, и человека, указывая на противоречия, которые возникают между ними и делают их сближение практически невозможным.
5. Рифмовка в стихотворении Ф. И. Тютчева "Листья" является опоясывающей (вариант в).
Пояснение: Опоясывающая рифмовка - это тип рифмы, при которой каждый стих рифмуется с предшествующим и следующим за ним стихом. В данном стихотворении первый и третий стихи, а также второй и четвертый стихи рифмуются друг с другом.
6. В стихотворении "Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет…" используется прием сравнения (вариант а).
Пояснение: Сравнение - это прием, при котором сравниваются два предмета или явления с помощью слов "как", "словно" или схожих по смыслу слов. В данном стихотворении автор сравнивает зелень деревьев с иглами ежа для создания яркой и наглядной картины для читателя.
7. В стихотворении "О буйные ветры, Скорей, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей!" используется прием повтора (вариант б).
Пояснение: Повтор - это прием, при котором одно и то же слово или выражение повторяется несколько раз для усиления эффекта. В данном стихотворении слово "скорей" повторяется несколько раз, чтобы передать срочность и настойчивость призыва.
8. А. А. Фет из детства вынес воспоминания о вечерах, проведенных в кругу семьи за чтением сказок (вариант б).
Пояснение: В стихотворении А. А. Фета "Детство" он воспевает свои самые яркие впечатления и воспоминания из детства, среди которых особое место занимают вечера, проведенные в кругу семьи за чтением сказок.
9. В стихотворении "Еще майская ночь" Ф. А. Тютчев использует изобразительное средство под названием метафор