52.
Диалекты как часть
народной культуры
11. 1) Прочитайте фрагмент книги Л. В. Успенского «Слово о сло-
вах», написанной в середине века. Какие события описаны
в тексте? С какой целью?
Вы идете где-либо по глухому лесу, вдоль реки, впадаю-
щей в Белое море. Тропка змеится вперед. И вдруг из-за ве-
ковой ели какой-то дедка дружелюбно кричит вам: «Эй, друг!
Туды не ходи: там няша! Что подумаете вы при этом?
Вы подумаете: «Дед либо нерусский, либо шутник! Ня-
ша! Скажите на милость! Что это: „бука“, „бяка“? Нашёл чем
стращать!»
Но не теряйтесь в догадках; с в любой северной де-
ревне и узнаете: нет, няша не «бука». Няша — на местном на-
речии болото». А соваться в болото действительно ни к чему.
Слово няша известно только на Крайнем Севере. Ни ря-
занец, ни орловец его не поймут. Зато у них есть свои мест-
ные слова, точно так же неизвестные в других частях громад
ной нашей страны.
Если бы лет сорок назад где-нибудь возле Великих Лук,
завидев замурзанного парнишку на деревенском крыльце, вы
окликнули его: «Вань, а ваши где?», вы рисковали бы услы-
шать в ответ что-нибудь вроде: «Да батька уже помешался,
так ён на будвбрице орёт; а матка, тая шум с избы пäше... »
Я думаю, вы побледнели бы: целая семья сошла с ума!
На деле же всё было очень спокойно; ответ мальчишки мож-
но перевести с псковского на русский» примерно так: «Отец
закончил вторую вспашку поля и теперь поднимает огород
возле избы, а мать - та выметает мусор из дому... Только и
всего. Это совсем не бред безумца; это чистый и правильный
русский язык, только не литературный, а народный, в одном
из его многочисленных наречий.
(Л. Успенский)
2) Окаких особенных словах рассказано в тексте? Каким лин-
гвистическим термином их можно назвать? Почему подобные слова
во многих случаях требуют специальных объяснений?
3) о каком времени говорится в предпоследнем абзаце текста?
Когда мог бы происходить такой диалог? Чтобы ответить на эти во обратите внимание на формулировку первого задания. Как вы
думаете, с какой целью автор уточняет время описываемого события?
Там и тут как вы да нет , что почему да, абоба.