Фонвизин первым из русских писателей и драматургов выступил с обличением крепостничества. В своей комедии «Недоросль» он очень выразительно изобразил неограниченный произвол помещичьей власти. Согласно правилам классицизма, события в комедии происходят в течение одних суток в одном месте — усадьбе помещицы Простаковой.
Властность, жестокость, невежество, ограниченность помещиков Фонвизин ярче всего раскрыл в отрицательных образах комедии.
Простакова — страшная эгоистка, привыкла беспокоиться только о своей выгоде. На протяжении всей комедии Простакова демонстрирует свое бесчеловечное отношение к крепостным, которых она и за людей не считает, поскольку обращается с ними, как с животными: «А ты, скот, подойди поближе». Помещица уверена в собственной безнаказанности, за малейшую провинность она готова «прибить до смерти» своих слуг. В своем доме Простакова — властная и жестокая хозяйка, и не только для крепостных. Мастерски помыкая своим мужем, Простакова называет его "уродом". Она привыкла к его безропотному подчинению: "При твоих глазах мои ничего не видят". Простакова любит лишь единственного сына — шестнадцатилетнего недоросля Митрофанушку. Настойчиво она передает ему свои главные заповеди жизни: «Нашел деньги, ни с кем не делись», «Не учись этой дурацкой науке». Сама невежественная и безграмотная настолько, что не может прочесть и письма. «Без наук люди живут и жили», — уверены Простаковы.
Родной брат Простаковой Тарас Скотинин так же жесток и деспотичен с крепостными, над которыми он не только издевается, но и «мастерски обдирает». Самое ценное и дорогое у Скотинина в жизни — свиньи. Этим животным живется у помещика куда лучше, чем людям.
Отрицательные герои считают, что их власть безгранична и непререкаема. Но в этой пьесе есть и положительные образы представителей передового дворянства: Стародум, Правдин, Софья, Милон.
Стародум — настоящий патриот, для которого главное — служение отчизне. Он честен и умен, не терпит лицемерия, готов бороться с несправедливостью. Стародум требует ограничения произвола царя и помещиков. Отношение Стародума к крепостничеству выражено в словах: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Волнуют его и проблемы воспитания дворянских детей: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?»
Правдин — государственный чиновник, который является единомышленником Стародума и во всем поддерживает его взгляды. Убедившись в не Простаковой по-человечески управлять имением, он берет его под опеку.
Таким образом, мы видим, что Фонвизин в своей комедии с сатиры обличал произвол русского крепостничества. Ему удалось создать выразительные портреты крепостников-помещиков, противопоставив их как передовому прогрессивному дворянству, так и представителям народа.
Фонвизин первым из русских писателей и драматургов выступил с обличением крепостничества. В своей комедии «Недоросль» он очень выразительно изобразил неограниченный произвол помещичьей власти. Согласно правилам классицизма, события в комедии происходят в течение одних суток в одном месте — усадьбе помещицы Простаковой.
Властность, жестокость, невежество, ограниченность помещиков Фонвизин ярче всего раскрыл в отрицательных образах комедии.
Простакова — страшная эгоистка, привыкла беспокоиться только о своей выгоде. На протяжении всей комедии Простакова демонстрирует свое бесчеловечное отношение к крепостным, которых она и за людей не считает, поскольку обращается с ними, как с животными: «А ты, скот, подойди поближе». Помещица уверена в собственной безнаказанности, за малейшую провинность она готова «прибить до смерти» своих слуг. В своем доме Простакова — властная и жестокая хозяйка, и не только для крепостных. Мастерски помыкая своим мужем, Простакова называет его "уродом". Она привыкла к его безропотному подчинению: "При твоих глазах мои ничего не видят". Простакова любит лишь единственного сына — шестнадцатилетнего недоросля Митрофанушку. Настойчиво она передает ему свои главные заповеди жизни: «Нашел деньги, ни с кем не делись», «Не учись этой дурацкой науке». Сама невежественная и безграмотная настолько, что не может прочесть и письма. «Без наук люди живут и жили», — уверены Простаковы.
Родной брат Простаковой Тарас Скотинин так же жесток и деспотичен с крепостными, над которыми он не только издевается, но и «мастерски обдирает». Самое ценное и дорогое у Скотинина в жизни — свиньи. Этим животным живется у помещика куда лучше, чем людям.
Отрицательные герои считают, что их власть безгранична и непререкаема. Но в этой пьесе есть и положительные образы представителей передового дворянства: Стародум, Правдин, Софья, Милон.
Стародум — настоящий патриот, для которого главное — служение отчизне. Он честен и умен, не терпит лицемерия, готов бороться с несправедливостью. Стародум требует ограничения произвола царя и помещиков. Отношение Стародума к крепостничеству выражено в словах: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Волнуют его и проблемы воспитания дворянских детей: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?»
Правдин — государственный чиновник, который является единомышленником Стародума и во всем поддерживает его взгляды. Убедившись в не Простаковой по-человечески управлять имением, он берет его под опеку.
Таким образом, мы видим, что Фонвизин в своей комедии с сатиры обличал произвол русского крепостничества. Ему удалось создать выразительные портреты крепостников-помещиков, противопоставив их как передовому прогрессивному дворянству, так и представителям народа.