4. В чем странность образа Павла Петровича Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
5. Что лучше: быть «сильной личностью» (как Базаров и Павел Петрович) и несчастным – или «ручным» (как Николай Петрович, Аркадий, Катя, Фенечка) и счастливым? Или такая дилемма вообще надуманна?
6. Чья точка зрения и по какому вопросу обсуждения вам ближе в дискуссии современных литературоведов, гуманитарной интеллигенции: Литературный критик, писатель – П. Басинский; писатель, поэт, журналист, сценарист – Д. Быков; режиссёр – К. Богомолов; доктор филологических наук, профессор МПГУ – И. Минералова? (Существует мнение, что это роман о любви. Насколько справедлива такая трактовка романа? Тургенев ввел впервые термин «нигилизм». Это понятие присуще только русскому или мировому сознанию тоже? Прав ли К. Богомолов, считая, что роман Тургенева о не востребованности? Человеческое измерение более глубоко, чем идеологическое. Справедливо ли данная мысль? Почему Одинцова отвергает Базарова? Существует ли конфликт поколений? Откуда в Базарове нигилизм? Возможен ли такой тип – Базаров – в современном мире?)
Павел Петрович — один из тех дворян, которые, по словам самого Тургенева, составляли «сливки» дворянского общества. Писатель отмечает его «безукоризненную честность», «заступничество за крестьян», щедрость — и в то же время с тонкой иронией показывает несостоятельность барских «принсипов» своего героя
Основная проблема отношений родителей и их отпрысков в романе (как в семье Кирсановых, так и в семье Базаровых) базируется на том, что молодежь уже готова к радикальным переменам в политике и обществе, желает жить по своим принципам, а люди старой закалки уже не могут быть настолько гибкими, им сложно при к стремительно меняющейся жизни, принять новые правила.
начале 90-х в русскоязычной литературе случилась переполюсовка. Определение «отечественная», по понятным причинам, на время вышло из употребления, гранды советской литературы — растерявшиеся и растерявшие партийных покровителей — пропустили вперед себя новые, малоизвестные и неизвестные прежде дарования. И хоть толстые журналы, в большинстве случаев, продолжали публиковать перестроечные портфели и литературу русских и советских эмигрантов, понятно было, что интерес читающей публики сместился в сторону новой, отвечающей запросам изменившегося времени литературы.
5. Для ответа на вопрос о том, что лучше - быть "сильной личностью" и несчастным или "ручным" и счастливым, необходимо рассмотреть характерные черты и последствия для каждого из типов. "Сильные личности", такие как Базаров и Павел Петрович, могут иметь высокий самооценку и уверенность в своих способностях, но они часто страдают от одиночества и отчужденности из-за своей непримиримости и отказа принимать общепринятые ценности. Они часто могут ощущать глубокую неудовлетворенность в отношениях с окружающими людьми. С другой стороны, "ручные" люди, такие как Николай Петрович, Аркадий, Катя, Фенечка, могут находить счастье и удовлетворение в обычных и привычных вещах, таких как семья, домашний уют и близость с близкими. Они не стремятся к максимальной независимости и поискам нового, но находят радость во взаимодействии с другими людьми и установлении гармоничных отношений. Каждый из этих типов имеет свои преимущества и недостатки, и выбор между ними может зависеть от личных предпочтений и ценностей каждого отдельного человека.
6. В дискуссии современных литературоведов, гуманитарной интеллигенции, ближе всего мне видение писателя, поэта, журналиста, сценариста Д. Быкова. Его точка зрения и подход к литературе и искусству являются наиболее современными и привлекательными для меня. Д. Быков активно выступает за объективность и глубокое понимание художественного произведения, а также за поиск истины в литературе и искусстве. Он также акцентирует внимание на значимости и роли личного опыта и чувственного восприятия, что согласуется с моим видением произведений искусства.
Относительно романа "Отцы и дети" И.С. Тургенева, можно сказать, что мнение о том, что это роман о любви, является частично обоснованным. В романе можно наблюдать различные формы любви, начиная от романтической любви Фенечки к Базарову, и заканчивая любовью к своим детям и близким. Однако роман "Отцы и дети" не ограничивается только темой любви, он описывает много разных аспектов человеческих отношений, конфликты поколений, общественный строй и идеологические разногласия.
Термин "нигилизм", введенный Тургеневым, является отражением особенностей русского сознания XIX века, но также применим и к мировому сознанию в целом. Нигилизм отражает скептицизм и отрицание традиционных ценностей и институтов, что было характерно для многих областей мировой культуры.
Мнение К. Богомолова о не востребованности романа Тургенева не может быть считано абсолютной истиной. Роман "Отцы и дети" пронизан вопросами глубокого содержания, такими как конфликт поколений, стремление к самоопределению и поиск смысла жизни. Он олицетворяет сложность и противоречия русской культуры и общества XIX века. Однако роман также имеет уникальные свойства, которые делают его всегда актуальным и интересным для любителей литературы.
Человеческое измерение, которое более глубоко, чем идеологическое, является обоснованным утверждением. Роман "Отцы и дети" иллюстрирует сложные отношения между людьми, которые превышают одномерное влияние идеологии. Он показывает, что взаимодействия между людьми, их эмоции и личные истории могут иметь большее значение и воздействие, чем просто идеологические взгляды.
Отвержение Одинцовой Базарова может быть объяснено несовместимостью их характеров и отличающимися мировоззрениями. Базаров, как тип "сильной личности", отличается независимостью и самодостаточностью, что может быть пугающим и непривлекательным для Одинцовой, которая ищет более традиционного, семейно-ориентированного партнера. Кроме того, Базаров выражает свою неприязнь к буржуазному обществу, в которое включается Одинцова, что может оттолкнуть ее от него.
Базаров обладает нигилистическим отношением к жизни из-за своего глубокого скептицизма и отрицания традиционных ценностей. Он видит мир как механическую систему, лишенную особого смысла, что ведет его к отрицанию и неверию в абсолютные ценности и цели человечества. Возможность появления такого типа, как Базаров, в современном мире не исключается, так как существует некоторое число людей, которые испытывают подобные убеждения и ценности. Однако, из-за динамичных и быстро изменяющихся социальных и культурных сред условий, трудно сказать точно, каким образом подобный тип будет манифестироваться.