4. Практическая часть работы: исследование языка произведений Валентина Распутина.
Задание 1.
В данных ниже предложениях найдите такое, в котором есть метонимия:
1).Голод совсем не походил на голод в деревне.(«Уроки французского»).
2).Мы с железным конем все поля обойдем, соберем, и посеем, и впашем.(«Нежданно-негаданно»).
3).Она уходит, и быстро сгущаются сумерки, скрывают ее. («Наташа»).
Задание 2.
Как называются стилистические фигуры, представленные в предложениях?
1). По одну сторону устроился, конечно, Нестор, по другую – нарочный из Карды. («Живи и помни»).
2). Поляна превращается в вытянутое к Ангаре поле, густо усеянное все теми же цветами, которые, как расчесанные с пробором волосы, с одной стороны поля наклонены к Байкалу, с другой – к горе. («Наташа»).
3). В первый раз я спустил девяносто копеек, во второй – шестьдесят. («Уроки французского»).
Задание 3.
Укажите случай, в котором отсутствует парцелляция:
1). Ангара, взбученная мостовыми быками, бурлила, закручивалась в воронки, пенилась, звенела…, уходила быстро и рябисто. («Нежданно- негаданно»).
2). Я выбросил лимоны. И живу. На лимоны не гляжу. Похоронил, можно сказать. ( «Нежданно- негаданно»).
3). Ничего они до войны не понимали. Жили, не ценя. Не любя друг друга. («Живи и помни»).
Занятие 4.
Назовите вид тропа или стилистической фигуры:
1). До чего легко, свободно жить в дни счастливые и до чего горько, окаянно в дни несчастные. («Живи и помни»).
2). Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда назначали тебе судьбу? («Живи и помни»).
3). С испугу Настенка кинулась бежать во весь дух, но тут же опустила весла. («Живи и помни»).
4). Правдея Федоровна достала из сумки яблоки, тугие, краснобокие, с глянцевым отливом, и принялась угощать. («Нежданно- негаданно»).
5). Осень стояла теплая и сухая. («Уроки французского»).
6). Река урчала, заунывно пела. («Нежданно- негаданно»).
7). Постепенно у Настены разгладились морщины на лице, налилось тело, на щеках заиграл румянец, осмелели глаза. («Живи и помни»).
8). Вот и сейчас Лидия Михайловна спрашивала так, будто была в это время занята чем-то другим.(«Уроки французского»).
9). И без того робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел. («Уроки французского»).
10). Лидия Михайловна вела себя как обыкновенная девчонка, а не учительница. («Уроки французского»).
Задание 5.
1).Сеня смотрел на крепкую недряблую ногу старушки с безобидным интересом. («Нежданно- негаданно»).
2). Я уже был не тот безответный и бе мальчишка, который боялся ступить здесь шагу. («Уроки французского»).
3).Так начались для меня мучительные и (не)ловкие дни. («Уроки французского»).
4). Кругом все кричал.., ви..жал.., пищал.. , совал... под нос какую-то раскраше..ую, безвкусную дрянь. («Нежданно- негаданно»).
5). Теперь поднялся Сеня, сходил в буфет, купил опять той (же) воды, ш..коладу и несколько булочек. («Нежданно-негаданно»).
6). Как и все, что (бы) не выделяться, я катал шайбу, боясь (не)нароком уг..дить в деньги. («Уроки французского»).
7). Девочка грызла пряник, как белочка, держа его об..ими руками. («Нежданно- негаданно»).
8). В сум..рках ее (Наташи) фигура показалась мне выше и легче, точно парила в воздухе. («Наташа»).
9). И почему я сразу (не)догадался, что это она и есть, та девушка из сна? («Наташа»).
10). Разве так можно?! («Живи и помни»).
11). Что это мать выдумала зак..лачивать продукты в ящик?! «Уроки французского»).