4. напишите анализ одного из стихотворений а. с. пушкина или м. ю. лермонтова (на выбор учащегося) по плану:
1. создания.
2. построение стихотворения.
3. тема и идея стихотворения.
4. какие картины возникают при чтении?
5. изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).
6. рифма (смежная, перекрестная, кольцевая), размер (ямб, хорей; дактиль, амфибрахий, анапест).
7. ваше впечатление.
А.С.Пушкин Анчар
1) Стихотворение написано 9 ноября 1828 года и напечатано в Альманахе "Северные цветы" в 1832 году под названием "Анчар дерево яда"
В основу стихотворения положены несколько источников. Заметка прибывавшего на острове Ява голландского врача Фурша, опубликовавшего в 1783 году в лондонском журнале сведения о ядовитом растении.
2) -завязка произведения
-основной конфликт( противоречие) развитие действия
-это вторая компазиционная часть она начинается с союза Но
-скоротечная развязка( она начинается с протививительного союза "А"
3)Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.
Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской, так и с общечеловеческой точки зрения. Зло – бич человечества. Символ зла – анчар – «древо смерти». С анчаром соотносится философская проблема жизни и смерти.
4)Мысли, чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале лирический герой рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Он повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти. Но зловещий холодок, грозные интонации присутствует в его рассказе. Далее градус повышается. Лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. А человек, которого природа наделила высшим разумом (!) отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть к происходящему.
5) Тропы и фигуры (языковые средства образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки):
Эпитеты: «В пустыне чахлой и скупой», «Песок горючий», «Вихорь чёрный»
Метафоры: «Природа породила…напоила» «Вихорь набежит…мчится прочь»
Антитеза (противопоставление): «владыка» — «раб»
Старославянизмы и архаизмы: «хладными» «ввечеру», «вихорь», «послушливые»
6)Размер и ритм
Размер стихотворения «Анчар» — четырёхстопный ямб.
Проводя анализ стихотворения «Анчар», нельзя не обратить внимание на его ритмическое своеобразие. В первых пяти строфах, дающих определение анчару, имеется сходное расположение ударений. В каждой строке три ударения, шестой слог – безударный. За счёт этого ритмический рисунок в интонационном отношении однороден. Такого рода однородность вполне оправдана. Идёт перечисление свойств анчара. Исключение составляют только четырехударные и двухударные строки.
7) Стихотворение «Анчар» мне понравилось своей мощью, чётко выписанными поэтическими образами, необычными сравнениями, уникальным подходом к раскрытию темы.