А. С. Пушкин. Жизнь и основные этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного). Гуманизм лирики Пушкина и её национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии. Речь Ф. М. Достоевского о Пушкине.
В центре работы с десятиклассниками на уроках по изучению творчества Пушкина -- обобщение ранее изученного, обогащение ведущих тем его поэзии новыми фактами, размышлениями, повторение романа "Евгений Онегин", изучение поэмы "Медный всадник", а в гуманитарных классах и драматических произведений "Борис Годунов", "Маленькие трагедии", а также подготовка к письменным работам.
Приступая к изучению темы "А. С. Пушкин", учитель ориентирует школьников на повторение сведений о поэте, полученных в основной школе. Задача педагога -- найти "золотую середину" между сухими фактами биографии поэта, которые легко отразить в хронологической таблице, и ярким, запоминающимся рассказом о наиболее интересных страницах его жизни и творчества. Читателей-школьников обычно привлекает известная цитата Н. В. Го.го.ля: "Пушкин есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет". Эти слова современные школьники воспринимают с иронией. Ведь надежды Гоголя на то, что через 200 лет в России, может быть, родятся новые Пушкины, вряд ли оправдались.
Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов:
Основные периоды жизни и творчества Пушкина
Характерные черты периода
Наиболее значительные произведения, созданные в этот период
Лицейский период (1813--1916 гг.)
Петербургский период (1817--1820 гг.)
Период южной ссылки (1820--1824 гг.)
Период ссылки в Михайловское (1824--1826 гг.)
Творчество II половины 20-х годов. (1826--1830 гг.)
Творчество периода Болдинской осени (1830 г.)
Творчество 30-х годов (1831--1836 гг.)
Думается, что рассказ о личности и судьбе поэта будет скупым и однообразным, если оторвать факты его биографии от фактов творчества, потому что жизнь поэта неотделима от созданных им произведений. Но учащиеся должны усвоить идейно-эсте.ти.ческие позиции Пушкина в каждый период его поэтической жизни, четко представлять себе, какие произведения являются характерными для каждого этапа, как эволюционировали в творчестве Пушкина ведущие темы его лирики.
На первом уроке можно заполнить хронологическую таблицу, записав в нее характерные черты и наиболее значительные произведения каждого периода. В лекцию учителя могут быть включены сообщения учащихся, которые обобщить ранее изученное, восстановить в памяти важные факты биографии и творчества поэта. Кроме того, учащиеся могут письменно оформить тексты сообщений по отдельным периодам жизни поэта.
Примерная тематика сообщений учащихся
1. Детские годы Пушкина.
1. Лицейская лирика поэта.
2. Петербургский период творчества.
3. Адресаты любовной лирики Пушкина.
Для этой работы могут быть использованы книги о жизни и творчестве Пушкина:
1. Ю. Лотман. Александр Сергеевич Пушкин.
2. Б. Мейлах. Жизнь Александра Пушкина.
3. С. Петров. А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества.
4. Б. Бурсов. Судьба Пушкина.
5. Л. Гроссман. Пушкин. (Серия ЖЗЛ).
6. Ю. Тынянов. Пушкин.
7. А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. Под ред. В. И. Коровина.
Домашнее воспитание Пушкина было обычным для дворянских семей того времени. Родители мало занимались воспитанием детей, приглашая гувернанток и гувернеров, которые растили юных дворян на французский манер. Вероятно поэтому для Пушкина-мальчика более яркими впечатлениями было общение с бабушкой Марией Алексеевной, няней Ариной Родионовной и дядькой Никитой Козловым, которые преподали ему первые уроки русской речи и русской культуры.
Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его патриотические настроения ("Воспоминания в Царском Селе"), политические мотивы, протест против крепостничества ("Лицинию"), вольнолюбивые и сатирические мотивы ("Городок"), которые тесно переплетаются с приверженностью философии Эпикура и анакреонтикой. В раннем творчестве начитает звучать тема смерти ("Моя эпитафия", "Завещание", "Элегия", "Желание), но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя.
В центре работы с десятиклассниками на уроках по изучению творчества Пушкина -- обобщение ранее изученного, обогащение ведущих тем его поэзии новыми фактами, размышлениями, повторение романа "Евгений Онегин", изучение поэмы "Медный всадник", а в гуманитарных классах и драматических произведений "Борис Годунов", "Маленькие трагедии", а также подготовка к письменным работам.
Приступая к изучению темы "А. С. Пушкин", учитель ориентирует школьников на повторение сведений о поэте, полученных в основной школе. Задача педагога -- найти "золотую середину" между сухими фактами биографии поэта, которые легко отразить в хронологической таблице, и ярким, запоминающимся рассказом о наиболее интересных страницах его жизни и творчества. Читателей-школьников обычно привлекает известная цитата Н. В. Го.го.ля: "Пушкин есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет". Эти слова современные школьники воспринимают с иронией. Ведь надежды Гоголя на то, что через 200 лет в России, может быть, родятся новые Пушкины, вряд ли оправдались.
Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов:
Основные периоды жизни
и творчества Пушкина
Характерные
черты периода
Наиболее значительные произведения, созданные в этот период
Лицейский период (1813--1916 гг.)
Петербургский период (1817--1820 гг.)
Период южной ссылки (1820--1824 гг.)
Период ссылки в Михайловское
(1824--1826 гг.)
Творчество II половины 20-х годов. (1826--1830 гг.)
Творчество периода Болдинской осени (1830 г.)
Творчество 30-х годов (1831--1836 гг.)
Думается, что рассказ о личности и судьбе поэта будет скупым и однообразным, если оторвать факты его биографии от фактов творчества, потому что жизнь поэта неотделима от созданных им произведений. Но учащиеся должны усвоить идейно-эсте.ти.ческие позиции Пушкина в каждый период его поэтической жизни, четко представлять себе, какие произведения являются характерными для каждого этапа, как эволюционировали в творчестве Пушкина ведущие темы его лирики.
На первом уроке можно заполнить хронологическую таблицу, записав в нее характерные черты и наиболее значительные произведения каждого периода. В лекцию учителя могут быть включены сообщения учащихся, которые обобщить ранее изученное, восстановить в памяти важные факты биографии и творчества поэта. Кроме того, учащиеся могут письменно оформить тексты сообщений по отдельным периодам жизни поэта.
Примерная тематика сообщений учащихся
1. Детские годы Пушкина.
1. Лицейская лирика поэта.
2. Петербургский период творчества.
3. Адресаты любовной лирики Пушкина.
Для этой работы могут быть использованы книги о жизни и творчестве Пушкина:
1. Ю. Лотман. Александр Сергеевич Пушкин.
2. Б. Мейлах. Жизнь Александра Пушкина.
3. С. Петров. А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества.
4. Б. Бурсов. Судьба Пушкина.
5. Л. Гроссман. Пушкин. (Серия ЖЗЛ).
6. Ю. Тынянов. Пушкин.
7. А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. Под ред. В. И. Коровина.
Домашнее воспитание Пушкина было обычным для дворянских семей того времени. Родители мало занимались воспитанием детей, приглашая гувернанток и гувернеров, которые растили юных дворян на французский манер. Вероятно поэтому для Пушкина-мальчика более яркими впечатлениями было общение с бабушкой Марией Алексеевной, няней Ариной Родионовной и дядькой Никитой Козловым, которые преподали ему первые уроки русской речи и русской культуры.
Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его патриотические настроения ("Воспоминания в Царском Селе"), политические мотивы, протест против крепостничества ("Лицинию"), вольнолюбивые и сатирические мотивы ("Городок"), которые тесно переплетаются с приверженностью философии Эпикура и анакреонтикой. В раннем творчестве начитает звучать тема смерти ("Моя эпитафия", "Завещание", "Элегия", "Желание), но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя.