Комедия «недоросль» — главный труд жизни дениса ивановича фонвизина и первая социально-политическая комедия в . д. и. фонвизин остро сатирически изображает пороки современного ему российского общества. в своей комедии драматург высмеял провинциальную помещичью семью, мир простаковых и скотининых, типичный мир хозяев, господствующих не по праву, мир дворян, недостойных быть дворянами. глава семьи — простакова — полноправная помещица, необразованная, неразвитая, жестокая. высказывания: «разве я не властна в своих людях? » и «то бранюсь, то дерусь, тем дом и держится» — как нельзя полно характеризуют ее способы хозяйством, дворовыми, мужем. муж, господин простаков, боится своей жены и находится в полной зависимости от нее. так же невежественен, груб и корыстолюбив брат госпожи простаковой скотинин, больше всего и всех на свете любящий свиней. собравшись жениться на софье, скотинин заявляет, что и своих поросят завести хочет. создавая образы старших представителей мира простаковых и скотининых, фонвизин использует говорящие фамилии. основным средством создания характеров является речевая характеристика. особенно яркой является речевая характеристика госпожи простаковой: в зависимости от ситуации и круга общения простакова то грубо бранится (со слугами и мужем), то ласкова и добра (с сыном митрофаном), то «светски» обходительна (со стародумом и правдиным). простакова по-своему чадолюбива. для своего сына митрофана, ленивого и недоросля, простакова наняла учителей: отставного сержанта цифиркина, который учит его ; семинариста кутейкина, грамматику, и вральмана, обучающего его французскому языку и всем остальным наукам. беспросветное невежество, жадность, лень — главные враги митрофана на пути к знаниям. невежество и жадность госпожи простаковой, твердо убежденной в том, что дворянину образование ни к чему, окончательно уродует митрофанушку, не обремененного ни умом, ни занятиями, ни совестью, ни воспитанием. смешно и противно смотреть, как митрофан робеет перед кулачищами скотинина и набрасывается с кулаками на преданную ему еремеевну, как, стремясь показать свою образованность стародуму, с тупой важностью рассуждает о дверях: «котора прилагательна» и «котора существительна». система образования и воспитания митрофанушки — злонравие, а плоды пожинают многие, и среди них мать, которой митрофан заявляет: «да отвяжись, матушка, коле навязалась…» достойные плоды… мира простаковых и скотининых.