каждая прочитанная книга оставляет какой-то след в душе. иногда яркий. и тогда задумываешься над тем, что дала тебе эта книга, какую пользу принесла. для меня такой книгой стала пьеса м.горького «на дне». пьеса заставила меня размышлять о вечных проблемах человечества: о переустройстве общества, о смысле жизни. я почувствовал, что меня это волнует.
«человек – это великолепно! это звучит … гордо! » эти слова, сказанные на заре 20 века, определяли творческую линию писателя. при этих словах сатир преображается. в этот момент с него, кажется, спадет пелена пьяного угара, он разом трезвеет и, покоренный красотой понятой им правды, вдохновенно и сильно ораторствует, он кажется могучим героем. и когда-то вычитанное им в книгах писателей-гуманистов, искателей правды, истины теперь зазвучало как свое, выстраданное, заветное, понятное. великий гуманист, горький любил человека, потому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о великом призвании человека, рождало такие изумительные образы, как данко.
но он же и выступал со страстным и горячим протестом против всего, что принижало человека и унижало его достоинство, против всех «мерзостей жизни».
в пьесе «на дне» он с большой силой и непревзойденным мастерством показал те ужасные, бесчеловечные условия жизни, которые толкают на это «дно», в «яму». и тогда человек перестает быть человеком. да разве ж это люди обитают в омерзительной ночлежке костылева? они утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких, никому не нужных? !
конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или умения бороться с судьбой. но виноваты и социальные условия. это была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда под напором капитала рушились остатки вековых устоев. в каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.
но даже и здесь, на «дне» жизни, действуют свои неумолимые волчьи законы. здесь свои «короли» и подвластные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. законы общества преследуют человека от рождения до смерти, от царских чертогов до ночлежки. только в последних все гораздо более обнажено и ярко выражено, все отношения дикие. и в этом обвинение обществу! жизнь здесь для нормального человека хуже каторги. она толкает людей на преступление, черствость, бесчестность. ворует вас какие пепел, умирает в страшных муках анна, идет на самое ужасное в жизни настя, окончательно спивается актер. они уже не могут подняться!
а ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. и поэтому полна страстных мечтаний о будущем наташа, думает о светлых чувствах настя, верит в свою мечту больной и опустившийся актер. у них только и осталось в жизни, что вера. «у нас нет имени! даже собаки имеют клички, а мы нет! » — с горьким чувством восклицает актер. и в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. у них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли отнять веры в лучшее. этим качеством был щедро наделен сам горький, наделял он им и своих героев.
странник лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. но после его ухода еще тяжелее и безрадостнее стала жизнь ночлежников. люди эти так изломаны, что уже не могут ничего изменить в своей судьбе. им, в общем-то, нечего ждать. и надежда, оброненная лукой, лишь разбередила их раны. « старик, а дороги не показал». жизнь выбрасывает слабых и неудачников на обочину.
как ореховая скорлупа, раздавлены мечты клеща о лучшем времени, и в результате мы видим его падшим крайне низко. «никогда уже он не выберется отсюда». и читателю становится не по себе от этих слов. пьеса утверждает: так больше жить невозможно! многие свои мысли вкладывает автор в уста сатина. порой странно слышать такие высокие слова от картежника и шулера. мы понимаем, что в сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. гордые слова о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что человек достоин лучшей участи.
пьеса «на дне» проникнута страстным и горячим призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. пьеса зовет к переустройству общества, выбрасывающего людей «на дно». нет, и не может быть счастья, пока человек не свободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. человек достоин счастья и свободы потому уже, что он человек!
сейчас, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда наша страна переживает переходный период, так похожий на период начала века, пьеса горького обретает особое значение. это не только документ, не просто творение человеческого ума, это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия, социальной (общественной) справедливости.
каждая прочитанная книга оставляет какой-то след в душе. иногда яркий. и тогда задумываешься над тем, что дала тебе эта книга, какую пользу принесла. для меня такой книгой стала пьеса м.горького «на дне». пьеса заставила меня размышлять о вечных проблемах человечества: о переустройстве общества, о смысле жизни. я почувствовал, что меня это волнует.
«человек – это великолепно! это звучит … гордо! » эти слова, сказанные на заре 20 века, определяли творческую линию писателя. при этих словах сатир преображается. в этот момент с него, кажется, спадет пелена пьяного угара, он разом трезвеет и, покоренный красотой понятой им правды, вдохновенно и сильно ораторствует, он кажется могучим героем. и когда-то вычитанное им в книгах писателей-гуманистов, искателей правды, истины теперь зазвучало как свое, выстраданное, заветное, понятное. великий гуманист, горький любил человека, потому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о великом призвании человека, рождало такие изумительные образы, как данко.
но он же и выступал со страстным и горячим протестом против всего, что принижало человека и унижало его достоинство, против всех «мерзостей жизни».
в пьесе «на дне» он с большой силой и непревзойденным мастерством показал те ужасные, бесчеловечные условия жизни, которые толкают на это «дно», в «яму». и тогда человек перестает быть человеком. да разве ж это люди обитают в омерзительной ночлежке костылева? они утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких, никому не нужных? !
конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или умения бороться с судьбой. но виноваты и социальные условия. это была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда под напором капитала рушились остатки вековых устоев. в каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.
но даже и здесь, на «дне» жизни, действуют свои неумолимые волчьи законы. здесь свои «короли» и подвластные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. законы общества преследуют человека от рождения до смерти, от царских чертогов до ночлежки. только в последних все гораздо более обнажено и ярко выражено, все отношения дикие. и в этом обвинение обществу! жизнь здесь для нормального человека хуже каторги. она толкает людей на преступление, черствость, бесчестность. ворует вас какие пепел, умирает в страшных муках анна, идет на самое ужасное в жизни настя, окончательно спивается актер. они уже не могут подняться!
а ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. и поэтому полна страстных мечтаний о будущем наташа, думает о светлых чувствах настя, верит в свою мечту больной и опустившийся актер. у них только и осталось в жизни, что вера. «у нас нет имени! даже собаки имеют клички, а мы нет! » — с горьким чувством восклицает актер. и в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. у них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли отнять веры в лучшее. этим качеством был щедро наделен сам горький, наделял он им и своих героев.
странник лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. но после его ухода еще тяжелее и безрадостнее стала жизнь ночлежников. люди эти так изломаны, что уже не могут ничего изменить в своей судьбе. им, в общем-то, нечего ждать. и надежда, оброненная лукой, лишь разбередила их раны. « старик, а дороги не показал». жизнь выбрасывает слабых и неудачников на обочину.
как ореховая скорлупа, раздавлены мечты клеща о лучшем времени, и в результате мы видим его падшим крайне низко. «никогда уже он не выберется отсюда». и читателю становится не по себе от этих слов. пьеса утверждает: так больше жить невозможно! многие свои мысли вкладывает автор в уста сатина. порой странно слышать такие высокие слова от картежника и шулера. мы понимаем, что в сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. гордые слова о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что человек достоин лучшей участи.
пьеса «на дне» проникнута страстным и горячим призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. пьеса зовет к переустройству общества, выбрасывающего людей «на дно». нет, и не может быть счастья, пока человек не свободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. человек достоин счастья и свободы потому уже, что он человек!
сейчас, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда наша страна переживает переходный период, так похожий на период начала века, пьеса горького обретает особое значение. это не только документ, не просто творение человеческого ума, это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия, социальной (общественной) справедливости.