2. Какое второе чувство возбуждает Серёжа в Николеньке? Важно ли это
признание героя для дальнейшего хода событий?
3. Как Серёжа Ивин относится к Николеньке? Можно ли говорить, что это
была дружба равных? Как характеризует обоих мальчиков эпизод во
время игры в разбойники?
4. Как относились мальчики к Иленьке Грапу? Почему? Как читатель мо-
жет понять, что это отношение было несправедливым?
5. Перечитайте сцену издевательства над Иленькой от слов: «И Серёжа
взял его за руку...» до слов: «...а вот Серёжа — так это молодец... что
это за молодец!..». В каких словах сквозит сочувствие рассказчика к
Иленьке? Найдите эпитеты и детали, говорящие об этом сочувствии.
6. «Мы помирали со смеху», - рассказывает Николенька. Но смешно ли
читателю? В какой момент повествования становится ясно, что и участ-
никам «Игры» не весело? Почему мальчики улыбались «принуждённо»,
а Серёжа смеялся «неестественно»?
7. Можно ли считать, что Серёжа проявил «Твёрдость характера» в эпи-
зоде силенькой? Как бы вы охарактеризовали его поступок?
8. Отчего плакал Иленька? Попробуйте пересказать эпизод от лица
Иленьки. Что он видит, слышит и чувствует? Передайте его пережива-
ния, которые скрыты от мальчиков.
3. Серёжа Ивин относится к Николеньке с большим уважением и обожанием, можно сказать, что между ними была настоящая дружба. Они были почти равными в своей способности воображать и выдумывать интересные игры, что подтверждается эпизодом с игрой в разбойников. Оба мальчика проявляли храбрость и смелость, воображали огненных дьяволов, переживали приключения и умирали со смеху.
4. Мальчики относились к Иленьке Грапе с презрением и издевками. Это было связано с его жалким видом, бедностью и непопулярностью среди своих одноклассников. Читатель понимает несправедливость этого отношения к Иленьке по симпатичным эпитетам, используемым рассказчиком, например, "маленький и хлипенький", "несчастный". Также, детали, говорящие об этом сочувствии - это описание, как Серёжа поднимает Иленьку и отводит его в сторону, пытаясь отвлечь от издевательств других мальчиков.
5. В нескольких фразах сквозит сочувствие рассказчика к Иленьке. Например, фраза "Гнусные вопросы к Льву Грапе по поводу клубов стиральных машин", говорит о том, что рассказчик осуждает издевательства над Иленькой. В тексте также использованы эпитеты "ветреный, грустный крик, чистейшая старушка", которые добавляют эмоционального нюанса.
6. Читатель понимает, что и у участников "Игры" не было весело, когда они начали улыбаться принужденно. Это происходит в момент, когда Иленька плачет и Серёжа смеется "неестественно". Мальчики улыбались принужденно, потому что они знали, что Иленьке больно. Серёжа смеется "неестественно", потому что его угнетает осознание несправедливости и жестокости, происходящей с Иленькой.
7. Серёжа в этом эпизоде проявил "Твёрдость характера". Он не пошел на поводу у своих одноклассников и решил выразить свою поддержку Иленьке Грапе. Можно сказать, что его поступок был добродушным и стойким. Он не стал смеяться над Иленькой, а взял его за руку и попытался отвлечь от издевательств.
8. Иленька плакал из-за издевательств и неправды, которые ему доставались от своих одноклассников. Он видит, как его высмеивают и злорадствуют над его бедностью. Он слышит громкий смех и унижающие фразы, адресованные ему. Он чувствует боль и оскорбление, что никто не поддерживает его, и его друзья, вместо того чтобы заступиться, принуждаются смеяться. Переживания Иленьки, которые скрыты от мальчиков, могут быть выражены через грусть, отчаяние и печаль.